На сегодняшний день многие крупные и средние организации полностью или частично описали (регламентировали) свои процессы и построили корпоративные архитектуры (комплексные цифровые модели своей деятельности). Начинается (а где-то уже активно идёт) переход к следующему этапу — цифровая трансформация и роботизация.
С каждым годом всё больше процессов в крупных и средних организациях будут выполняться в автоматическом режиме (без участия человека) в ИТ-системах или на специальном оборудовании. И рано или поздно этот показатель достигнет значения 75% (3/4) от числа всех процессов и более.
Уже сейчас в разных отраслях активно применяются технологии искусственного интеллекта, роботизации, дополненной реальности, самообслуживания, технологии обработки больших данных и другие инновационные решения. Соответственно численность штата департамента информационных технологий сильно увеличивается, а ИТ-директор и ИТ-архитектор становятся одними из главных действующих лиц.
Автоматизация — это включение информационных систем (программного обеспечения) в алгоритм (модель) выполнения процесса и минимизация (но не исключение) участия в нём человека. Соответственно функция, которая выполняется человеком с помощью ИТ‑системы, называется автоматизированной.
Цифровизация — это автоматизация процесса с использованием максимально широкого набора самых современных технологий. При этом цель не просто минимизировать участие человека в процессе, а оптимизировать и кардинально перестроить процесс в соответствии с лучшими практиками и инновациями.
Цифровая трансформация относится уже не к отдельным процессам, а к работе организации в целом. Это изменение стратегии развития, бизнес-модели (модели ведения бизнеса) и корпоративной архитектуры (см. Рис. 4), линейки продуктов (услуг) и каналов продаж, корпоративной культуры на основе передовых технологических решений и цифровизации.
Процессы, выполняемые в автоматическом режиме (далее А-процессы) — это все процессы организации (в широком смысле), которые выполняются полностью в автоматическом режиме, т. е. без прямого участия человека. Возможно вмешательство человека в процесс при реализации событий операционных рисков (ошибок, сбоев, внешних угроз), но в самой модели (логике) процесса участие человека не прописано.
В это определение могут входить любые виды процессов: основные (реализация продуктов и услуг), обеспечивающие и управляющие (см. Рис. 1).
Рассмотрим 12 факторов, их сравнение и изменение при переходе от обычных процессов к А-процессам (см. Табл. 1). Более детальные пояснения по нескольким факторам приведены после таблицы.
№ |
Факторы |
Обычные процессы |
А-процессы |
---|---|---|---|
1 |
Источники информации для разработки моделей процессов |
Интервью сотрудников (исполнителей) |
Изучение ИТ-архитектуры, специфики и документации ИТ‑систем |
2 |
Нотации для графического описания процессов |
Cross Functional Flow Chart, EPC (event-driven process chain) |
BPMN (business process model and notation), ArchiMate, UML (unified modeling language) |
3 |
Управление |
У каждого процесса есть владелец и процессная команда (рабочая группа) |
Один владелец и одна команда управляют сразу большой группой процессов. Обязательно назначение владельцев ИТ‑систем. |
4 |
Документация |
Детальные регламенты и инструкции для сотрудников по выполнению процессов |
Технические задания и технические модели по выполнению процессов, документы по интеграции ИТ‑систем |
5 |
Модель ИТ-архитектуры |
Не требуется, или только фрагменты |
Требуется детально в масштабе всей организации |
6 |
Информационные потоки в процессах |
Больше половины являются бумажными документами |
Все информационные потоки только в электронном виде |
7 |
Качество и эффективность процессов |
Достигается за счёт обучения и мотивации исполнителей (сотрудников), контроля исполнения регламентов |
Достигается за счёт профессионального управления операционными рисками, применения ИТ‑стандартов |
8 |
Внутренние показатели процессов |
Трудоёмкость и расчёты оптимальной численности персонала (исполнителей) |
Уровень автоматизации и уровень STP процессов, метрики здоровья ИТ‑систем |
9 |
Функционально-стоимостной анализ процессов: главный расход |
Зарплата исполнителей процессов, обучение, классические офисные расходы |
Поддержка и обновление ИТ‑систем и оборудования, амортизация основных средств (ИТ) |
10 |
Сквозные процессы |
Прописывается детальное взаимодействие большого количества разнопрофильных подразделений (отделов) |
Прописывается интеграция и обмен данными между разнопрофильными ИТ‑системами |
11 |
Инструмент бизнес-моделирования |
Можно использовать Microsoft Visio + Excel на начальных этапах |
Профессиональная система бизнес-моделирования, например Business Studio. Обязателен модуль для управления ИТ‑архитектурой [1] |
12 |
Дерево (реестр) процессов организации в целом |
Требуются все классические основные (продуктовые), обеспечивающие и управляющие процессы — см. Рис. 1. |
Перераспределение нагрузки между процессами (снижение, увеличение) и отказ от ненужных процессов в связи с ИТ‑трансформацией |
Пункт 1. Меняется концепция и правила работы бизнес-аналитиков. Раньше они тратили очень много времени на проведение интервью исполнителей процессов, чтобы узнать все детали и нарисовать модели (карты) процессов, либо актуализировать их. Теперь всё основное время будет уходить на изучение ИТ-архитектуры и специфики информационных систем (программных продуктов), механизмов их интеграции, способов хранения и передачи данных, интервью с разработчиками (программистами) и ИТ-архитектором.
Пункт 2. Меняются нотации (правила) для графического описания процессов. Самые распространённые нотации (Cross Functional Flow Chart, EPC event-driven process chain и др.) могут не подойти, т. к. для отображения А-процессов требуется в несколько раз больше типов фигур и видов связей (стрелок). Наиболее подходящие и перспективные нотации в данном случае — это BPMN (business process model and notation) — см. Рис. 2, ArchiMate, UML (unified modeling language). Они имеют много спецификаций и возможностей для моделирования А-процессов и ИТ-систем любого уровня сложности и детализации.
Пункт 5. Необходимо детальное моделирование ИТ-архитектуры организации (см. Рис. 3). Это не просто иерархический реестр (таблица или справочник) ИТ-систем, а указание большого объёма важной информации.
Пункт 7. В рамках цифровой трансформации уменьшается использование ручного труда, а значит существенно уменьшается количество ошибок, задержек и проблем в работе сотрудников, уменьшается вероятность операционных рисков. Но вместе с этим существенно возрастают потенциальные убытки от наступления события риска. Например, сбой в ИТ-системе в массовом бизнес-процессе крупной организации может за несколько минут повлечь убытки на несколько миллионов рублей. Поэтому необходимы профессиональные инструменты и методики по управлению операционными рисками, обеспечению операционной надёжности и информационной безопасности [2].
Пункт 11. Необходимо применение профессиональных инструментов для моделирования ИТ-архитектуры и А-процессов. Например, Business Studio + модуль IT Architect [1]. Бизнес-аналитики и системные аналитики должны работать в многопользовательском режиме, а результаты их трудов должны выгружаться в единый центр управления организацией и электронную базу знаний. Обязательно должно быть обеспечено управление изменениями и версиями всех объектов в ИТ-архитектуре и бизнес-архитектуре организации. Также подобные инструменты позволяют автоматически генерировать технические задания на автоматизацию, бизнес-требования, технологические карты и отчёты по ИТ, что экономит большое количество времени у специалистов.
Рис. 1. Дерево (реестр) процессов, верхний уровень (на примере финансовой организации)
Рис. 2. Модель BPMN: сочетание ручного, автоматизированного и автоматического выполнения функций
Рис. 3. ИТ-архитектура на примере финансовой организации (фрагмент) и пример карточки (набора параметров) ИТ-системы
Для выполнения всех проектов и задач рекомендуется применять архитектурный подход — см. Рис. 4.
Деятельность по развитию корпоративной архитектуры (Рис. 4) должна стать постоянной, потому что мы не можем добиться полного совершенства и остановиться. Постоянно меняется рынок и окружающая среда, меняются технологии, выходят новые версии ИТ-систем, поэтому мы должны реагировать на всё это и также меняться.
А-процессы и ИТ-архитектура не должны превращаться в статические модели или документы, которые один раз разработали и потом отложили «в долгий ящик». Их необходимо постоянно наполнять реальной информацией и актуализировать, например на основе следующих факторов и источников.
Рис. 4. Архитектурный подход к цифровой трансформации и оптимизации деятельности организации
В заключении хотелось бы обратить особое внимание, что А-процессы и цифровая трансформация являются следующим этапом развития организации после построения системы управления бизнес-процессами (СУБП), а не альтернативой. Невозможно сразу перейти на самый высокий уровень, если в организации не формализованы процессы и корпоративная архитектура, не проработаны системы управления, низкая корпоративная культура. Поэтому двигаться следует постепенно, проходя все этапы. Переход к А-процессам и цифровая трансформация являются неизбежными для многих отраслей экономики, поэтому работу в данном направлении необходимо начинать уже сейчас или активизировать, если она ведётся в слабой форме.
Особенно важна поддержка высшего руководства и владельцев бизнеса, закрепление соответствующих целей и задач в стратегии и корпоративной архитектуре организации. Это поможет устойчивому развитию, повышению эффективности работы многих подразделений, процессов, ИТ-систем. Только в таком случае организация может сохранить долю на рынке и выйти на лидирующие позиции.
Рекомендуемая литература и источники информации:
Июль 2022 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено