Построение и развитие ИТ-архитектуры организации

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

ИТ-архитектура является одним из важнейших компонентов организации (корпоративной архитектуры). Есть различные стандарты, подходы и модели (framework) к построению и развитию ИТ-архитектуры и корпоративной архитектуры, например: ITIL, TOGAF, ISO 15288, 20000, 27000, Zachman, COBIT, IT4IT и др. В данной статье рассмотрим комплекс основных этапов, который уже многократно зарекомендовал себя и апробирован во многих организациях. Каждый этап состоит из набора взаимосвязанных задач и инструкций. Детально они рассмотрены в источниках [1], [2] и [3].

Для создания всех графических моделей, реестров и справочников (классификаторов) по ИТ-архитектуре рекомендуется использовать специализированные программные продукты, например Business Studio, Archi, Microsoft Visio + Excel. Ключевыми исполнителями данных работ являются: ИТ-архитектор и ИТ-департамент в целом, процессный офис (или департамент бизнес-архитектуры), рабочие группы (команды) по соответствующим направлениям.

Хотелось бы обратить внимание, что перечисленные далее этапы и задачи не являются разовыми, а должны выполняться постоянно с определённой периодичностью. Т. е. необходимо актуализировать и развивать все модели, справочники (классификаторы) и документы, выпускать новые версии, управлять изменениями. Иначе всё это потеряет ценность и перестанет соответствовать реальной внутренней деятельности организации и внешним факторам (требованиям, условиям).

12 этапов построения и развития ИТ-архитектуры организации

Для данных этапов не обязательна строгая последовательность, некоторые из них могут выполняться параллельно (в зависимости от специфики организации).

1. Разработка ИТ‑стратегии

Включает стратегические карты, планы проектов и задач, бюджеты по всем компонентам и уровням ИТ: архитектура приложений, данных, системных технологий, оборудования и др. Эффективность, результативность и качество выполнения планов рекомендуется оценивать с помощью комплексной системы показателей KPI, которые также включаются в систему мотивации соответствующих специалистов и руководителей.

Особенно важно при разработке ИТ-стратегии выделить критичную архитектуру и сконцентрировать на ней максимальные ресурсы и внимание.
Критичная архитектура — это совокупность бизнес-процессов, ИТ-систем и других компонентов в работе организации, имеющих приоритетное значение в области операционной надёжности, обеспечения непрерывности и стабильности деятельности.
ИТ-архитектура организации — это совокупность взаимосвязанных технологических и технических (программно-аппаратных) решений и компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование бизнеса.

2. Разработка иерархического реестра (каталога) всех ИТ‑систем и ИТ‑платформ организации

С точки зрения TOGAF должно быть построено два иерархических реестра (дерева): слой приложений (application layer), слой системных технологий и ИТ-платформ (technology layer).

Первый слой (реестр) необходимо детализировать до модулей и функций (см. Рис. 1). В зависимости от размера организации данный реестр может иметь 5-8 и более уровней детализации (иерархии).

Рис. 1. ИТ-архитектура (на примере банка, фрагмент) и карточка (набор параметров) ИТ-системы

Перечислим минимальный набор ИТ-систем (приложений), которые работают практически в каждой организации:

  • CRM и Front-office (маркетинг, продажи, работа с клиентами),
  • Электронный документооборот (ЭДО),
  • Кадровые и зарплатные системы,
  • Бухгалтерские системы,
  • Офисные системы (работа с документами и таблицами),
  • BPMS (управление процессами и задачами),
  • Юридические системы (договора, законодательство),
  • Системы информационной безопасности (Firewall, Antivirus).

Второй слой (реестр) включает в себя: операционные системы, системы виртуализации, системы управления базами данных, платформы для ИТ-разработки и другие системные компоненты, на базе которых работают приложения.

Далее на основе реестров (каталогов) ИТ-систем и ИТ-платформ выполняется разработка иерархических графических моделей ИТ-архитектуры на разных уровнях. Они позволяют визуализировать большие объёмы информации. Их удобно использовать на совещаниях, презентациях, при проведении аналитических работ. Иногда эти модели печатают на листах формата А3, склеивают скотчем и размещают на стене, чтобы постоянно иметь перед глазами всю ИТ-архитектуру организации. На них делается много корректировок и заметок маркерами или карандашами в режиме реального времени, чтобы заново всё не печатать.

3. Заполнение детальных параметров (карточек, спецификаций) всех ИТ‑систем и модулей

Карточка ИТ-системы (см. Рис. 1) должна давать наиболее полную, структурированную и актуальную информацию, которая включает следующее:

  • Контуры функционирования: test (development), pre-production, production,
  • Площадки и расположение: «облачное, cloud based» (за пределами организации), собственные ресурсы,
  • Типы лицензий: временные (подписка), постоянные,
  • Оборудование и ИТ-платформы, на которых работают ИТ-системы (приложения),
  • Владелец ИТ-системы в организации (ответственный),
  • Сроки (периодичность) обновления, сроки оплаченной внешней техподдержки,
  • Версия и тип (категория) ИТ-системы,
  • Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX),
  • Операционные риски и риски информационной безопасности,
  • Влияние на критичную архитектуру организации,
  • Требования к отказоустойчивости, дублированию компонентов и резервному копированию,
  • Срок восстановления системы в случае сбоев,
  • Максимальное количество пользователей,
  • Зависимость от иностранного программного обеспечения,
  • Комментарии и техническая информация.

На основе данных параметров очень удобно автоматически формировать отчёты (точные аналитические срезы) по ИТ-архитектуре. Например, выборка ИТ-систем, которые работают на «облачном формате», имеют самые высокие расходы (OPEX), влияют на критичную архитектуру, имеют высокие риски. Далее на основе данной выборки можно принять решения о модификации ИТ-архитектуры.

4. Разработка архитектурных моделей ИТ-систем

Архитектурная модель ИТ-системы (см. Рис. 2) показывает основные её технические и логические компоненты, а также их взаимодействия (потоки данных). Например, серверная часть (приложение), сервер баз данных, внешние и вспомогательные сервера, клиентская часть (приложение), другие виды устройств и компонентов.

Рис. 2. Архитектурная модель программного продукта (на примере Business Studio)

5. Разработка графических моделей по интеграции (связям) ИТ-систем

Необходимо отобразить ключевые потоки данных (см. Рис. 3) между ИТ-системами организации (ИС1 <=> ИС2), между ИТ-системами и базами данных (ИС1 <=> БД1), между ИТ-системами организации и внешними субъектами, другие виды связей (в зависимости от специфики организации). Дополнительно может быть указана информация о протоколах, шлюзах, сервисах, требованиях и т. п.

Рис. 3. Модели интеграции ИТ-систем (общий вид, без детализации названий фигур и стрелок)

6. Разработка иерархического реестра (каталога) всех баз данных (структур данных) и их параметров

На тему управления базами данных есть большое количество книг и открытой информации, поэтому оставим этот этап без детализации.

7. Разработка технической архитектуры и дополнительных моделей (в зависимости от задач)

В техническую архитектуру (физический уровень) включаются: сетевая архитектура, архитектура оборудования (инфраструктура), модели центров обработки данных (ЦОД) и производственных площадок (локаций). Обязательно указание (отображение) требований по отказоустойчивости, дублированию (резервированию).

Для объектов архитектуры оборудования могут задаваться следующие параметры:

  • Владелец оборудования в организации (ответственный),
  • Зависимость от иностранных производителей,
  • Сроки периодического технического обслуживания и ремонта,
  • Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX),
  • Влияние на критичную архитектуру организации,
  • Расположение оборудования (локация),
  • Операционные риски и риски информационной безопасности по оборудованию,
  • Требования к отказоустойчивости, дублированию, резервированию,
  • Комментарии и другая информация.

По технической архитектуре необходимо иметь полный набор актуальных отчётов (таблиц), которые формируются на основе соответствующих графических моделей и реестров (справочников).

В дополнение к технической архитектуре могут разрабатываться другие модели под разные задачи, например в форматах (нотациях): BPMN, ArchiMate, UML. Большое количество примеров содержатся в источниках [1] и [3].

8. Установление связей объектов и моделей ИТ‑архитектуры с объектами и моделями бизнес-архитектуры

Очень важно, чтобы построение и развитие ИТ-архитектуры и бизнес-архитектуры выполнялось внутри одной базы данных и платформы, например Business Studio [4]. Только в таком случае мы сможем быстро и эффективно установить большое количество связей (со стратегией, бизнес-процессами, показателями KPI, организационной структурой), проследить взаимные влияния, оценить функционирование и полноту (целостность) всей корпоративной архитектуры.

9. Проработка операционных рисков (ИТ-рисков) и системы информационной безопасности

Параллельно с этапами 1-8 выполняется идентификация, оценка и проработка рисков. Разрабатываются предупреждающие действия (мероприятия) для минимизации и предотвращения рисков. Подробная информация по этой теме содержится в источнике [5]. Следует отменить, что сейчас и на многие годы вперёд для российских организаций главная задача — это уменьшение зависимости от иностранных производителей программного обеспечения и защита критичной архитектуры от внешних угроз.

В рамках системы информационной безопасности разрабатываются модели (матрицы) ролей пользователей и прав доступа к ИТ-системам и базам данных, механизмы защиты информации и другие компоненты в соответствии с международными и российскими стандартами.

10. Разработка нормативных документов и форм документов

Все рассмотренные выше этапы (работы) и их результаты должны быть детально документированы, см. [1]. Разрабатываются и актуализируются нормативные документы, например:

  • Положение об ИТ-архитектуре,
  • Положение об интеграции ИТ-систем,
  • Порядок ввода (передачи) программного обеспечения в эксплуатацию и вывода из эксплуатации,
  • Порядок установки, модификации и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры,
  • Регламент доработки, тестирования и внесения изменений в ИТ-системы,
  • Положение о распределении прав доступа к ИТ-системам,
  • Положение об информационной безопасности,
  • и многое другое.

Под формами документов подразумеваются различные образцы и шаблоны: технические задания, заявки, планы, отчёты, приказы, договора, SLA-соглашения и др.

11. Проведение аудита (оценки) ИТ-архитектуры по чек-листу и аналитических работ

Необходимо разработать и заполнить чек-лист с детальными требованиями (более 100). Фрагмент приведён на Рис. 4. Способы оценки требований: наблюдение за работой ИТ-систем и оборудования, наблюдение за работой ИТ-персонала, интервью и опросы сотрудников, изучение документов и отчётов (включая историю значений показателей, историю операционных рисков и др.). На основе проведённого аудита составляется план задач для проработки выявленных недостатков и включается в план развития (оптимизации) ИТ-архитектуры на следующий период (этап 1).

Рис. 4. Фрагмент чек-листа «Диагностика и аудит ИТ-архитектуры организации»

12. Сбор новых требований и задач к автоматизации и цифровизации от подразделений

Требования и задачи к автоматизации формируются непрерывно (практически ежедневно). Они должны быть сгруппированы и ранжированы по приоритетам (важности и срочности). Срочные задачи могут оперативно выполняться в рамках методологий гибкого управления Agile (Scrum, Kanban). Крупные глобальные задачи включаются в план развития ИТ (этап 1).

Рекомендуемая литература и источники информации:

  1. Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора.
  2. Исаев Р. А. ИТ-архитектура организации и система регламентации ИТ-департамента.
  3. Исаев Р. А. 60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития.
  4. IT Architect: система управления ИТ-архитектурой.
  5. Большая библиотека риск-менеджера и специалиста по операционным рискам

Опубликовано по материалам:
https://www.it-world.ru/cionews/business/184573.html

Май 2022 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике