Банковские экосистемы захватят многие отрасли в экономике в ближайшие годы

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

24 сентября 2020 Сбербанк проводил конференцию-презентацию своей новой экосистемы. Мой главный вывод, как и у многих коллег: сейчас начинается активная фаза конкуренции экосистем. В данном случае под экосистемой подразумевается: интегрированные ИТ-платформы и группа компаний, которые предоставляют все необходимые для жизни человека сервисы: банк, страхование, такси, доставка еды и продуктов, онлайн покупки, почта и логистика, развлечения, образование, мобильная связь, поддержка бизнеса и т. д. Центральным звеном является именно банк, но больше как мощная ИТ-компания с большими ресурсами и банковской лицензией.

Выдвигаю два предположения:

  1. Через 5 лет у небольших и средних банков в клиентской базе останутся в основном только лояльные юрлица. Большинство физлиц и индивидуальных предпринимателей перейдут на обслуживание в крупные экосистемы.
  2. Через 5 лет в России будет примерно 10 крупнейших экосистем (больше создать нереально в понимании, указанном выше), которым будет принадлежать почти весь рынок во многих отраслях экономики: от финансов и ИТ до образования и развлечений.

Это не означает закрытия небольших и средних банков, но их стратегии и бизнес-процессы должны быть перестроены под новую реальность.
Какие это могут быть варианты:

  1. Ориентация на работу с клиентами старшего возраста, пенсионерами.
  2. Концентрация на премиальном (VIP) обслуживании, Private Banking. Но это подходит только для крупных областных центров.
  3. Максимальная оптимизация и автоматизация всех бизнес-процессов, которые приносят банку наибольшую прибыль, построение современной бизнес-архитектуры. Здесь ключевой инструмент, которым воспользовались и продолжают успешно применять более 100 банков и финансовых организаций, это система Business Studio + Process Optimizer и «Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации)».
  4. Усиление взаимодействия с постоянными клиентами, удержание их в банке. Развитие вторичных продаж и кросс-продаж.
  5. Более тесная работа с региональным органами власти и системообразующими компаниями региона, активное участие в общественной жизни региона, укрепление позиции надёжного регионального банка.

Какие факторы ускоряют тенденции перехода к крупным банковским экосистемам:

  1. Повышение финансовой грамотности населения.
  2. Повышение экономической активности молодого поколения.
  3. Повышение активности и мобильности жизни в целом.
  4. Проникновение информационных технологий во все сферы жизни человека.
  5. Стремление клиентов к экономии средств. За счёт подписки сразу на все сервисы экосистемы делаются существенные скидки на пользование каждым сервисом. Поэтому клиент больше не будет выходить за рамки экосистемы и пользоваться услугами «чужих» компаний.

Одна из ключевых идей, ради которых организуется экосистема — это интеграция всех сервисов в единое ИТ-пространство с единым сквозным идентификатором пользователя. Каждый сервис должен знать всё (или почти всё), что происходит с пользователем в других сервисах, и обмениваться информацией. Для индивидуальных предпринимателей — это, например, расчётный счёт + облачная бухгалтерия + интернет-эквайринг + электронный документооборот (ЭЦП) с внешними контрагентами + marketplace (онлайн площадка для продажи продуктов и услуг). Для физлиц — это расчётный счёт + онлайн покупки + мобильная связь + такси и т. д. Возможно создание так называемых «супер-приложений», которые объединяют все «личные кабинеты» и данные.

Приведём яркий пример. Вы параллельно заказали такси с работы домой и доставку еды домой к приезду. Во время поездки образовалась пробка, и вы приехали домой на 30 минут позже. Но интеллектуальный алгоритм доставки еды всё это просчитал в режиме онлайн и спланировал так, что курьер приехал точно к тому времени, когда вы вернулись домой. Деньги с карты списывает банк, который также входит в экосистему с двумя уже задействованными приложениями (сервисами), а клиент ещё получает выгодные скидки за счёт годовой подписки сразу на всю экосистему. Вся история действий и предпочтений клиента собирается для постоянного анализа, чтобы всегда предлагать нужную услугу с нужными параметрами в самое точное и подходящее время.

Сентябрь 2020 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике