Бизнес-архитектура (комплексная модель) современного банка

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию и процессному управлению

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов организационно-корпоративного развития

Профессиональный бизнес-тренер

Автор 5 книг и более 30 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и решений для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно внедряются и используются в организациях России и СНГ

Данная статья посвящена бизнес-архитектуре (комплексной модели) современного банка. Приводится большое количество примеров содержания бизнес-модели, рассматриваются инструменты и рекомендации по её разработке.

Многие банки активно начинают применять в работе методики и технологии оптимизации и гибкого управления, которые позволяют:

  • быстро разрабатывать новые продукты,
  • быстро внедрять изменения в бизнес-процессах банка,
  • организовать эффективное взаимодействие рабочих групп и подразделений.

Однако данные методики и технологии должны обязательно базироваться на «крепком фундаменте» — комплексной модели банка, в основе которой лежит система управления бизнес-процессами (СУБП). [1]

Бизнес-архитектура (комплексная модель) банка (далее, Бизнес-модель) — это представление деятельности банка в оцифрованном виде, т. е. в виде графических моделей, электронных документов и структурированной информации (справочников). Именно благодаря Бизнес-модели можно реализовать системный подход к управлению банком, а именно:

  • отслеживать детальную взаимосвязь между всеми компонентами: бизнес-процессы, организационная структура, персонал, системная архитектура, программное обеспечение, продукты и услуги, операционные риски и т. д.;
  • выполнять качественный анализ влияния всех проводимых изменений;
  • иметь полную актуальную информацию о внутренней деятельности банка 24 часа в сутки с любого технического устройства и из любой точки мира.

Альтернативный вариант — это множество разрозненных моделей и документов, разработанных в разных программных продуктах (Visio, Word) и хранящихся в разных местах, без единой базы данных. Данный вариант имеет большое количество недостатков, значительно усложняет разработку, актуализацию и оптимизацию Бизнес-модели.

В средних и крупных банках Бизнес-модель включает:

  • более 1000 графических моделей бизнес-процессов (формат А4);
  • более 100 других графических моделей (организационная структура, системная архитектура, стратегические карты, аналитические диаграммы и т. д.);
  • более 1000 многостраничных электронных документов Word;
  • более 30 справочников в программном продукте бизнес-моделирования.

Поддержка такого объёма информации в постоянном актуальном состоянии возможна только при следующих условиях [2]:

  • централизованный процессный офис (управление бизнес-процессов) с достаточным количеством квалифицированных специалистов;
  • децентрализованные обученные бизнес-аналитики в подразделениях — ответственные за актуализацию каждый своего бизнес-процесса / справочника. Выделяют 10% из своего основного рабочего времени;
  • профессиональный программный продукт бизнес-моделирования, который полностью автоматизирует все функции по разработке, актуализации и оптимизации Бизнес-модели.

Рассмотрим далее основные компоненты Бизнес-модели (Рис. 1 — 7), которые имеют формат графических моделей и справочников (иерархических списков). Предлагаем для самооценки банка заполнить следующий чек-лист (Табл. 1).
Шкала:

  • 0: отсутствует / не разработано / не используется;
  • 1: частично разработано / давно не актуализировалось / редко используется;
  • 2: разработано и отвечает требованиям банка / активно используется.

Результаты согласно средней оценке:

  • 0—0.66: низкий уровень зрелости;
  • 0.66—1.33: средний уровень зрелости;
  • 1.33—2: высокий уровень зрелости.
Табл. 1. Оценка уровня зрелости, детализации и проработки Бизнес-модели банка

Название модели / справочника

Оценка

1

Стратегические карты банка

2

Дерево (реестр) бизнес-процессов банка

3

Графические модели бизнес-процессов

4

Показатели KPI бизнес-процессов

5

Библиотека документов банка

6

Организационная структура банка

7

Системная архитектура банка

Средняя оценка (сумма оценок / 7)


Рис. 1. Стратегическая карта банка (верхний уровень)


Рис. 2. Дерево (реестр) бизнес-процессов банка (верхний уровень)


Рис. 3. Дерево бизнес-процессов банка (детализация)


Рис. 4. Графические модели бизнес-процессов банка


Рис. 5. Показатели KPI бизнес-процесса банка (фрагмент)


Рис. 6. Организационная структура банка (фрагмент)


Рис. 7. Системная архитектура банка (фрагмент)

Инструменты для разработки Бизнес-модели

1. Система бизнес-моделирования

Наиболее распространённой в банковской отрасли России является система Business Studio (разработчик ГК «Современные технологии управления»). В процессе обучения студентов систему Business Studio используют более 150 ВУЗов и бизнес-школ.

Основная задача любой профессиональной системы бизнес-моделирования — это создание комплексной модели бизнеса (Enterprise Architecture) для обеспечения его эффективной работы и развития. Важно, чтобы система имела следующие технические возможности и функционал:

  • возможность графического отображения информации в виде моделей и схем;
  • возможность сетевой (групповой) работы;
  • возможность гибкой настройки параметров;
  • интеграция с другими приложениями;
  • наличие средств защиты информации и управления правами пользователей;
  • хранение данных Бизнес-модели с помощью системы управления базами данных (СУБД);
  • генерация отчётов и регламентов на основе моделей;
  • синхронизация объектов на моделях, интеграция моделей. Одна из важнейших функций, которая позволяет создать систему взаимосвязанных моделей и автоматизированно синхронизировать их;
  • возможность декомпозиции моделей;
  • аналитические функции (функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.);
  • управление изменениями;
  • проверка моделей на целостность и ошибки;
  • публикация Бизнес-модели в WEB (HTML) для доступа всех сотрудников организации;
  • оперативное информирование сотрудников о достижении целей и показателей, об изменениях в содержании Бизнес-модели;
  • конфигуратор (мета-редактор). Данная функция полезна в случаях, когда необходимо создать новый тип модели / справочника, новые параметры объектов существующих моделей / справочников, новые связи между ними и др.;
  • импорт информации в Бизнес-модель, сбор и занесение показателей KPI.

Рис. 8. Задачи системы бизнес-моделирования

2. Комплексная типовая бизнес-модель банка [3]

(далее, Типовая бизнес-модель)

Это типовое решение, включающее опыт работы и успешные практики более 100 банков. Технически она реализована в системе Business Studio.

Типовая бизнес-модель является эффективным инструментом и информационно-практическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности банка. Для многих банков она стала «настольной банковской энциклопедией» (электронной базой знаний), которая используется непрерывно в течение многих лет.

Типовая бизнес-модель может быть успешно использована как банками, которые только начинают формализацию своей деятельности с помощью современных технологий управления, так и банками, которые активно развивают и оптимизируют бизнес.

Использование Типовой бизнес-модели позволяет:

  • значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проектов и задач организационного развития. Например, разработка и реализация стратегии, описание и оптимизация бизнес-процессов, построение системы менеджмента качества, оптимизация организационной структуры и численности персонала, разработка новых продуктов (услуг) и т. д.;
  • оптимизация бизнес-процессов, построение системы менеджмента качества, оптимизация организационной структуры и численности персонала, разработка новых продуктов (услуг) и т. д.;
  • не разрабатывать с нуля необходимые модели, документы и базы данных, а использовать образцы, по примеру которых выполнять собственные разработки;
  • благодаря Типовой бизнес-модели большую часть проектов и задач можно выполнить собственными силами, т. к. в ней содержатся простые и понятные методики для каждой области менеджмента, подкреплённые примерами;
  • быстро и качественно обучить бизнес-аналитиков и методологов банка;
  • минимизировать риски при построении систем управления и реализации проектов за счёт уже апробированных и зарекомендовавших себя на практике решений и материалов;
  • возможность избежать ошибок и неточностей при создании собственной базы данных в системе Business Studio;
  • внедрить в деятельность банка новые идеи, технологии и успешные практики из банковской отрасли.

Источники информации:

  1. Исаев Р. А. Секреты успешных банков. Бизнес-процессы и технологии. — М.: Инфра-М, 2017.
  2. Исаев Р. А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации. — М.: Инфра-М, 2018.
  3. Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации).

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике