Принципы организации процесса бизнес-планирования на основе интеграции приложений MS Excel и Business Studio

Публикации
Поделиться:

Антон Антипин

Генеральный директор компании «Business Set»

Преподаватель Высшей школы экономики (Президентская программа, Курсы повышения квалификации, Программы Master in Strategy, Master in Management)

Преподаватель Российского Международного Олимпийского Университета

Эксперт Центра развития и поддержки предпринимательства (экспертиза: проектирование стратегии развития предприятия, разработка и внедрение сбалансированной системы показателей, моделирование, анализ и оптимизация бизнес-процессов)

Сертифицированный преподаватель Business Studio

Игорь Аренков

Профессор ВЭШ СПбГУЭФ

Надежда Горбунова

Категорийный менеджер «Лента»

Дмитрий Могилко

К. т. н.

Бизнес-архитектор

Эксперт-консультант ВЭШ СПГЭУ

Асессор по модели EFQM

Партнёр ГК «Современные технологии управления» (г. Санкт-Петербург)

Интеграция прикладных программных средств во многом повышает удобство и упрощает решение специальных задач. Так, например, при решении задач бизнес-планирования деятельности предприятия незаменимыми оказываются возможности электронных таблиц (расчеты, формулы и ссылки в ячейках), в тоже время — для архивирования большого объема данных по различным проектам развития и настройки удобных способов их отображения целесообразно воспользоваться возможностями системы Business Studio.

Описанные в статье принципы обеспечивают возможность пользователям системы Business Studio решать задачи бизнес-планирования без привлечения специализированных программных продуктов.

А. Общие положения: понятия и определения

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Бизнес-план представляет собой комплексный документ, включающий описание предприятия-инициатора и цели (продукта деятельности) проекта, оценку способа ее достижения посредством анализа конъюнктуры рынка, финансово-экономического анализа и рисков реализации проекта развития, а также описание плана маркетинга, производственного и организационного (операционного) планов.

Основными разделами бизнес-плана являются следующие:

  • Резюме проекта:
    • Цель и содержание проекта;
    • Финансово-экономические показатели проекта.
  • Сведения об инициаторе проекта:
    • Наименование, дата и адрес регистрации юридического лица;
    • Отраслевая специализация (виды экономической деятельности), продукты и услуги;
    • Организационно-правовая форма собственности и структура капитала;
    • Опыт и квалификация менеджмента;
    • Финансовое состояние;
    • Деловые партнеры;
    • Гарантии возврата инвестиций.
  • Оценка конъюнктуры рынка:
    • Потребители продукции и анализ спроса;
    • Конкуренты и анализ предложения;
    • SWOT-анализ (сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз);
    • PEST-анализ (политические, экономические, социальные и технологические аспекты среды деятельности предприятия).
  • План маркетинга:
    • Сравнительная характеристика продукта с аналогами;
    • Стратегия позиционирования (на сегменты потребителей);
    • Стратегия ценообразования;
    • Стратегия продвижения и география сбыта;
    • План продаж и торгово-сбытовые издержки.
  • План производства:
    • Производственная программа (номенклатура продукции);
    • Инфраструктура и капитальные вложения;
    • Прямые затраты на производство (материалы и рабочая сила);
    • Общепроизводственные затраты;
    • Система менеджмента качества.
  • Операционный план:
    • Структура бизнес-процессов (основные, вспомогательные и управления);
    • Общехозяйственные затраты;
    • План-график выполнения работ проекта развития.
  • Организационный план:
    • Организационно-правовая форма деятельности;
    • Организационно-штатная структура (рабочие и служащие основных и вспомогательных видов деятельности);
    • Матрица участия в бизнес-процессах (функциональные обязанности).
  • Анализ рисков:
    • Технологические (производственные и логистические);
    • Организационные (операционные);
    • Финансовые (кредитные и платежеспособности);
    • Экономические (макроэкономической ситуации);
    • Социальные и экологические.
  • Финансовый план:
    • План доходов и расходов;
    • План денежных поступлений и выплат;
    • Сводный баланс активов и пассивов;
    • Стратегия финансирования;
    • Финансово-экономические показатели проекта:
      • Структура себестоимости продукции (калькуляция затрат);
      • Точка безубыточности реализации;
      • Дисконтированный денежный поток (чистая приведенная стоимость);
      • Внутренняя норма доходности;
      • Период окупаемости.
  • Приложения

В соответствии с целью интеграции, описанной во вступительной части статьи — далее приводятся соответствующие действия для интеграции MS Excel (для расчета параметров бизнес-плана) и системы Business Studio (для хранения сведений разделов бизнес-плана проекта развития предприятия).

Б. Создание пользовательских классов для импорта сведений о бизнес-плане

  1. Средствами MetaEdit создаются следующие пользовательские классы:
    • Сведения об инициаторе проекта:

    • Конъюнктура рынка:

    • Качество продукта:

    • Эффекты продукта:

    • Цена продукта:

    • Спрос и объем продаж:

    • Экономика производства продукта:

  2. Созданные пользовательские классы добавляются в качестве параметров объекта «Проекты»:

  3. Применение созданных пользовательских классов к Базе данных позволяет использовать на форме объекта «Проекты» соответствующие закладки со списками:

В. Заполнение сведений из разделов Бизнес-плана в шаблоне Excel-файла

  1. Для формирования сведений разделов Бизнес-плана используется Шаблон Excel-файла с соответствующими Листами:
    • Сведения об инициаторе проекта:

    • Конъюнктура рынка:

    • Качество продукта:

    • Эффекты продукта (в диапазоне [-3;+3] в зависимости от степени превосходства):

    • Цена продукта:

    • Спрос и объем продаж:

    • Экономика производства продукта:

Г. Заполнение сведений из разделов Бизнес-плана в шаблоне Excel-файла

  1. Для автоматической записи сведений из Excel-файла в Business Studio необходимо выполнить следующие действия (OLE-автоматизации) на компьютере (сервере), где установлена система Business Studio [2]:
    • Необходимо зарегистрировать библиотеку «Система. Клиент.dll», которая находится в папке установки программы. Регистрация осуществляется путем запуска файла RegisterOleServer.bat, находящегося в той же папке. Для запуска файла необходимы права администратора;
    • Включить возможность использования OLE-автоматизацию в конкретной базе определяется параметром «Разрешено использование OLE». По умолчанию такая возможность отключена. Чтобы включить данную возможность нужно через пункт меню «Справочники» — «Все справочники», нажав кнопку «" «Показывать всё», открыть справочник «Системные настройки пользователя» и установить для пользователя опцию «Разрешено использование OLE».
  2. Для программного обращения к объектам Business Studio используются следующие программные конструкции:
    • Для выборки элементов Справочника «Проекты»:

    • Для модификации (удаления и добавления) элементов списка пользовательского класса:

  3. В результате выполнения соответствующего Excel-макроса в Business Studio будут заполнены соответствующие вкладки (для отражения обновленных сведений — необходимо перезапустить «Business Studio»):
    • Сведения об Инициаторе проекта:

    • Сведения о Конъюнктуре рынка:

    • Сведения о Качестве продукта:

    • Сведения об Эффектах продукта:

    • Сведения о Цене продукта:

    • Сведения о Спросе на продукт:

    • Сведения об Экономике производства продукта:

Д. Настройка отчета «Бизнес-план»

Основными этапами настройки Отчета «Бизнес-план» являются следующие:

  • Создание динамического отчета от класса «Проекты»;
  • Создание привязки типа «Объект» для вывода названия проекта;
  • Создание привязок типа «Список» для вывода табличных частей по разделам бизнес-плана (Сведения, Конъюнктура, Качество, Эффекты, Цена, Спрос и Экономика).

С помощью «Мастер отчетов» создается динамический отчет (Рисунок 1).

Рисунок 1. Раздел «Общие сведения о проекте» отчета

Рисунок 2. Раздел «Конъюнктура рынка» отчета

Рисунок 3. Раздел «Качество продукции» отчета

Рисунок 4. Раздел «Эффекты» отчета

Рисунок 5. Раздел «Цена» отчета

Рисунок 6. Раздел «Спрос» отчета

Рисунок 7. Раздел «Экономика проекта» отчета

С подробным описанием алгоритма настройки Отчета «Бизнес-план» можно ознакомиться на сайте busset.ru

Скачать Демонстрационную версию отчета

Таким образом, описанные правила интеграции системы бизнес-моделирования Business Studio с электронными таблицами MS Excel позволяют эффективно решать «непрофильную» для системы задачу бизнес-планирования без применения других специализированных программных продуктов.

Используемая литература:

[1] Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 08.05.200318-р «Об утверждении примерной формы бизнес-плана инвестиционного проекта»
[2] Руководство технического специалиста Business Studio. ГК «Современные технологии управления»

Май 2012 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике