В статье представлены результаты имитационного моделирования процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» в среде Business Studio. Выполнен анализ процесса «как есть». Определены направления оптимизации процесса. Разработана модель «как должно быть». Путем имитации процесса определен потенциальный экономический эффект от возможного проекта оптимизации,
Статья может быть интересна специалистам в области организационного развития, использующим модели процессов в нотации BPMN в среде Business Studio.
В рамках проектов оптимизации необходимо не только представить заказчику целевую графическую диаграмму процесса, но и выполнить определенный расчет при помощи модели. Такой расчет дает возможность обосновать экономический эффект и снизить неопределенность в принятии решений.
Измерение — это совокупность снижающих неопределенность наблюдений. И если учесть тот факт, что многие решения, например, стоит ли внедрять новую ИС, принимаются компаниями в условиях неопределенности, то даже незначительное ее снижение способствует более удачному выбору.
Проводя имитационное моделирование
В данной статье рассматривается имитационная модель реального процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» крупной промышленной компании. Используемый инструмент имитационного моделировании — Business Studio 4.2.
Заявки на вывод в ремонт оборудования подаются с целью предварительной проработки возможности вывода в ремонт,
Цель процесса — эффективное управление оборудованием за счет обоснованного, корректного и оперативного вывода в ремонт. Формально, результат процесса — это согласованная, утвержденная заявка, внесённая в сменное задание.
Автоматизация процесса практически отсутствует.
Цель анализа модели состояла в определении и обосновании путей оптимизации процесса путем расчета средней длительности (одного экземпляра процесса) и суммарных затрат на выполнение процесса за месяц. Результаты имитационного моделирования и анализа представлены ниже.
Диаграмма процесса «как есть» представлена на рис. 1.
Участниками процесса являются:
Стоимость рабочего времени указанных ресурсов была определена. Так, например, стоимость одного
Рис. 1. Диаграмма процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок».
На рис. 2 показана интенсивность запуска процесса (нагрузка на процесс). В месяц поступает около 1200 оперативных заявок на обработку. Фактически, заявки могут готовиться в любое время, но процесс запускается только в период с 16–00 до 18–00 ежедневно. В другое время заявки просто не рассматриваются.
Рис. 2. Нагрузка на процесс. Количество заявок.
На схеме процесса показано время выполнения каждой операции. Например, для операции «Рассмотреть и согласовать заявку (совместимость)» сверху указано «Норм. Константа (0:05:00)». Это означает, что нормативное время выполнения данной операции составляет 5 минут. Там, где снизу операции написано «Ож. Константа…», это означает время ожидания выполнения
Обратим внимание, что время выполнения первой операции процесса «Оформить оперативную заявку» не является константой. Около 64% всех заявок оформляется 5 минут. В 27% случаев необходимо собирать данные для заявки, а это занимает 15 минут. В 9% случаев сбор данных занимает 20 минут.
Такое дискретное распределение было выбрано,
Рис. 3.Время оформления заявки.
На схеме процесса (см. рис. 1) красным цветом показана вероятность перехода по соответствующим стрелкам после шлюзов. Так, например, переход по стрелке «да» после шлюза «Имеются критичные ошибки в заявке?» будет осуществляться с вероятностью 80%
Имитация процесса проводилась для одного месяца — ноября 2018 г. По результатам имитации получены следующие данные:
Анализ отчета по результатам имитации, сгенерированного Business Studio, показывает, что самая дорогая операция в рамках одного экземпляра процесса — это операция «Оформить оперативную заявку». Она стоит 32 рубля.
В первом варианте модели 80% заявок поступают с ошибками. Это приводит к тому, что процесс практически сразу завершается неудовлетворительным результатом (отказом от обработки заявки),
Было принято решение выполнить имитацию для случая полной загрузки процесса — когда только 10% заявок имеют критические ошибки (требуется их переделка). Кстати, устранение ошибок при оформлении заявок — это первое необходимое действие по оптимизации процесса.
По результатам имитации для случая с 10% ошибочных заявок получены следующие данные:
Видно, что поскольку процесс работает «в полную силу», во время имитации периодически возникает очередь на обработку заявок. Иногда длинна этой очереди достигает 10 часов. Если бы все заявки были корректными и не отклонялись, реальный процесс сразу бы стал нежизнеспособным (сотрудники «разгребали» бы заявки почти целый рабочий день и более).
Итак, какие же проблемы можно отметить в результате имитации процесса? Прежде всего это:
На рис. 4 визуально показаны некоторые предложения по оптимизации процесса путем автоматизации и устранения операций, не добавляющих ценность.
Полный список предложений следующий:
Рис. 4.Предложения по оптимизации процесса.
С учетом сформулированных выше предложений по оптимизации была сформирована следующая схема процесса (см. рис. 5). Нас схеме показаны зеленые значки — ИС — функциональная информационная система, поддерживающая выполнение процесса. Оранжевые значки — BPMS, в которой реализован процесс. Значок человечка в левом верхнем углу операции означает, что она выполняется с использование экранных форм BPMS. Значок шестеренки означает, что операция выполняется полностью автоматически информационными системами.
Рис. 5.Схема оптимизированного процесса.
По результатам имитации оптимизированного процесса получены следующие данные:
Кстати, после оптимизации процесса операция «Оформить оперативную заявку» перестала быть самой дорогой…
В следующей таблице показано сравнение двух вариантов: «нагруженного» корректными заявками процесса «как есть» и процесса после оптимизации.
№ | Процесс | Средняя длительность одного экземпляра процесса | Стоимость процесса за год |
---|---|---|---|
1 | Процесс «как есть» | 1 800 минут | 3,84 млн. рублей |
2 | Процесс «как должно быть» | 94 минуты | 1,27 млн. рублей |
Улучшение процесса | Сокращение длительности в 19 раз | Сокращение затрат на 67%, 2,57 млн. рублей |
Таким образом, потенциальный годовой эффект от оптимизации процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» может составит 2,57 млн. рублей.
Если предположить, что автоматизация этого процесса в BPMS (включая стоимость лицензий и настройку) одновременно с автоматизацией в функциональной информационной системе составит 300 тыс. рублей (процесс, в
Однако, этот эффект может остаться на бумаге в том случае, если не произойдет:
Речь идет о том, что бумажный эффект может стать реальным в случае, если сотрудники будут использовать высвобожденное за счет оптимизации процесса время на выполнение другой полезной работы, либо высвобожденная численность сотрудников будет сокращена.
Опубликовано по материалам:
http://www.finexpert.ru/view/ispol_zovanie_imitatsionnoy_modeli_protsessa_v_Business_Studio_dlya_analiza_i_obosnovaniya_proekta_optimizatsii/948
Кейс подготовлен при участии компании BPM3.RU.
Январь 2019 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено