Создание модели «процессов верхнего уровня» было и есть одним из таинств работы бизнес-архитектора. В мире существует несколько сложившихся примеров моделей «процессов верхнего уровня», которые обычно берут за основу. Но не все они имеют достаточное обоснование, что затрудняет их использование на практике. В статье предлагается подход к созданию модели деятельности такой сложной системы, как организация, на основе принципов системной инженерии. В качестве нотации моделирования предлагается IDEF0.
В статье рассматриваются темы:
В качестве основных теорий для рассуждения и обоснования предлагаемых решений используются:
При этом в повествовании специфичные понятия данных теорий и дисциплин используются минимально и в доступной форме. Некоторые сделанные в статье выводы требуют определенных оговорок, которые опущены, чтобы не перегружать повествование.
Зачем вообще нужны эти теории, чтобы говорить вроде об и так понятных вещах? Дело в том, что не таких уж и понятных. В сообществе бизнес-архитекторов и специалистов по управлению бизнес-процессами до сих пор идут споры о том, какие понятия содержатся в модели процессов верхнего уровня: группы процессов или процессные категории, и вообще процессы ли там? Да и в целом ситуация непроста: порой понимать, о каких объектах говорят авторы книг и статей по менеджменту, достаточно тяжело. Разобраться в сложных понятиях можно только лишь тщательно строя онтологию предметной области снизу, от конкретных объектов — вверх до более абстрактных понятий.
Например, если мы говорим «стол» и показываем на него пальцем, то 99% аналитиков согласятся с нами. Если мы говорим, что это «мебель» — более высокий класс, то с нами согласятся 98% аналитиков. Но если мы возьмем понятие «сквозной процесс», то дать четкое определение и, согласно этому определению, однозначно выделить сквозной процесс в реальности аналитики вряд ли смогут. У всех будут разные ответы.
Давайте рассмотрим задачу, когда аналитику требуется создать модель существующей компании.
На первый взгляд, задача проста. Ведь аналитику не нужно придумывать ничего нового — достаточно лишь посмотреть на работу компании, т. е. на существующие в реальности объекты. Ежедневно в компании совершаются тысячи, а то и миллионы конкретных (имеющих время начала и конца, а также место выполнения) операций.
Конкретный процесс тоже является операцией и также имеет время и место выполнения. Просто процесс — это такая операция, структура которой известна субъекту, или он предполагает существование её структуры. Таков феномен нашего сознания: когда нам неизвестна структура операции или нам она не важна в рассматриваемом контексте, мы называем ее операцией. Когда же нам нужно, мы с легкость делим операцию на пространственно-временные части и называем ее процессом.
Другой пример: один и тот же объект мы можем называть и системой, когда рассматриваем его отдельно, и компонентом, когда мы рассматриваем его в контексте надсистемы. В хороших онтологиях объект может быть и тем, и другим.
Мы не хотим иметь дело с таким количеством объектов и делаем первый, вполне естественный шаг: объединяем операции в классы по принципу подобия. Первый шаг классификации дается нам достаточно легко: мы видим в окружающей нас реальности похожие друг на друга операции и относим их к одному классу. Например, «Сборка стула» или «Оформление накладной». И здесь можно констатировать первый очевидный факт: в нашей модели деятельности мы моделируем классы операций, а не конкретные операции.
Хотя, если это необходимо, мы можем моделировать и конкретные операции. Вспомним, например, диаграмму Ганта, в которой задачи имеют конкретное запланированное время выполнения.
Замечания:
Процессы могут происходить в разное время и в разном месте. В класс мы объединяем те, которые считаем похожими. И при этом количество операций в их составе может быть разным! Вспомните: на диаграмме процесса (типовой модели) есть развилки и циклы, которые приводят к разному составу операций у конкретных процессов в реальности.
Количество получившихся классов процессов — поменьше, но тоже очень велико — сотни и тысячи. Что делать дальше? Дальше, по логике, нужно включать классы процессов во все более абстрактные классы и подниматься по уровням модели все выше и выше. Зачем? Чтобы на самом верхнем уровне (bird’s-eye view) получить компактную модель, удовлетворяющую следующим требованиям:
Какие проблемы возникают при создании модели верхнего уровня? Те, кто пытались это сделать для существующего бизнеса (а с этого начинают почти все знакомые мне аналитики), уже знают, что:
Давайте в качестве примера рассмотрим труд не начинающих аналитиков, а ряд давно используемых на практике моделей.
APQC PCF- это одна из самых известных «классификаций процессов».
OPERATING PROCESSES | |
---|---|
1.0 | Develop Vision and Strategy |
1.2 | Develop business strategy |
1.2.5 | Create organizational design |
1.2.5.1 | Evaluate breadth and depth of organizational structure |
1.2.5.2 | Perform job-specific roles mapping and value-added analyses |
1.2.5.3 | Develop role activity diagrams to assess hand-off activity |
1.2.5.4 | Perform organization redesign workshops |
1.2.5.5 | Design the relationships between organizational units |
1.2.5.6 | Develop role analysis and activity diagrams for key processes |
1.2.5.7 | Assess organizational implication of feasible alternatives |
1.2.5.8 | Migrate to new organization |
Нормативных моделей, которые используются, большое количество. Среди них лично я выделяю следующие, получившие распространение в экосистеме Business Studio, модели:
Выполнена в нотации IDEF0, операции сгруппированы по жизненному циклу элементов предприятия и внешних объектов.
Удовлетворяет всем выдвинутым в начале статьи критериям для модели деятельности верхнего уровня. Но на мой взгляд модель имеет ряд недостатков, среди которых главные:
Это переработка модели процессов Тимура Кадыева в реестр процессов и локализация его на следующие виды деятельности:
Можно сказать, что это аналог классификатора «APQС». И, кстати, он тоже используется для бенчмаркинга, причем автоматизированного, на портале www.bizdiag.com.
Модель является примером использования деления деятельности на Основную, Управления и Поддерживающую. На мой взгляд, это является плюсом модели, т. к. это позволяет сфокусироваться на определенном аспекте функционирования компании. Так, например, легко выделяется цепочка создания ценности в Сфере основной деятельности.
В модели выделено 18 групп процессов, разбитых по трем сферам. Модель выполнена в IDFE0, но для верхнеуровневого «презентационного» представления используется нотация VAD.
Теперь самое время точно определиться с понятиями, с которыми мы имеем дело в верхнеуровневой модели деятельности компании. И начнем мы по традиции с критических высказываний в сторону классификатора APQC:
Независимо от Брюса Силвера я также пришел к выводу о том, что понятия, которыми мы оперируем в модели деятельности верхнего уровня, носят вневременной характер. То есть, мы не можем указать на временные границы, например, таких видов деятельности «Разработка видения и стратегии» или «Разработка и управление продуктами и услугами» (примеры из APQC). Зато мы можем сказать, что мы точно знаем, что такая деятельность есть и время от времени она дает свои конкретные результаты!
Выше мы говорили о том, что классы процессов, которые мы увидели в реальности, мы объединяем в верхнеуровневой модели в нечто большее. Вообще в распространенных парадигмах моделирования есть всего три способа объединения объектов (их названия могут отличаться в зависимости от парадигмы):
Давайте разберем их подробнее. В результате Композиции и Агрегации получается целый объект. Главное здесь в том, что мы получаем именно объект, имеющий свои 4D-границы, и на который, при желании, можно показать пальцем. Например, когда мы говорим о том, что процесс делится на части, мы имеем ввиду именно отношение композиции, т. к. и части, и целое являются объектом-операцией. Здесь можно зафиксировать промежуточный результат. Мы установили, что, когда мы двигаемся ниже по уровням иерархии от уровня процессов, мы имеем дело с отношением композиции.
Подходят ли эти отношения для описания того феномена, который мы наблюдаем в верхнеуровневых моделях деятельности? Нет, потому что, как отмечалось выше, понятия, которые возникают в модели деятельности верхнего уровня не являются объектами.
Давайте попробуем подумать про понятие «Класс».
Под классом в первую очередь мы будем понимать множество его членов. Члены включаются в класс на основе набора критериев.
Класс носит вневременной характер, он существует всегда. По классу нельзя «постучать пальцем», это не объект.
Понятие «Класс» и операция «Классификация» как нельзя лучше описывает то, что мы делаем в модели деятельности верхнего уровня с классами процессов. Например, включение классов процессов из APQC «1.1.1.6 Анализ демографии» или «1.2.6.1 Идентификация организационных целей» (если мы, конечно, считаем, что члены этих классов — это процессы, имеющие начало и конец) в качестве членов в класс «1.0 Разработка видения и стратегии» означает, что все конкретные процессы в рамках определенной компании: которые уже были выполнены, которые выполняются в данный момент, которые будут выполняться в будущем, — имеют отношение к деятельности по разработке стратегии. А процессы всех классов, которые, как мы решили, относятся к разработке стратегии, собственно, и являются этой деятельностью.
В онтологии, базирующейся на теории множеств, возможно включение класса в качестве члена в другой класс. В данном примере в класс «Разработка видения и стратегии» мы включаем упомянутые классы процессов именно в качестве членов.
Мы можем аналогичным образом получить и промежуточные уровни нашей модели. Для этого мы можем ввести в модели подклассы класса «1.0 Разработка видения и стратегии». Но отношение здесь будет уже другое — специализация (класс-подкласс). Членами этих подклассов по-прежнему будут классы процессов.
Давайте отразим это уже в более формализованной нотации «экземпляров и классов».
С использованием всего двух понятий «Операция» и «Процесс» можно разработать простую онтологию, которая позволяет осуществлять декомпозицию деятельности на неограниченную глубину. (Понятия «Класс» и «Класс классов» мы не считаем, т. к. они — на базовом уровне онтологии.) Сравните это с пятью понятиями во фреймворке APQC, с помощью которых можно построить ограниченную на 5 уровней декомпозицию.
Можно было бы обойтись только одним понятием «Операция». Но понятие «Процесс» привычно, и исключение его из языка будет затруднительно.
Прочитать данную онтологию можно следующим образом:
Давайте сделаем паузу в наших умственных упражнениях и рассмотрим старую добрую нотацию IDEF0. Как известно, это нотация для функционального моделирования, которая используется для создания моделей верхнего уровня. Она базируется на методологии структурного анализа и проектирования (SADT), описанной в книге Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн «Методология структурного анализа и проектирования (SADT)».
Эта методология знаменита, в частности, тем, что подарила нам понятие «Декомпозиция функции». Удивительно, но в книге не дается определение функции! Что-то похожее на определение появляется в базирующимся на нем стандарте IDEF0:
К данному определению у меня всегда было много вопросов. Например, если функция — это и есть процесс, то зачем придумывать новое понятие? Что нового оно дает?
Давайте разбираться. В описании нотации IDEF0 подчеркивается вневременной характер модели:
А семантика входов и выходов функции включает в себя принципы:
Таким образом, модели IDEF0 сосредоточены на описании того, ЧТО должно делаться — функциях и на интерфейсах между функциями.
Я думаю, уже стало понятно, к чему я клоню. Тот объект, который у нас появился раньше, и подходит на определение понятия «Функция»:
Функция — это класс классов процессов.
(Или, с т.з. понятий ООП, если процесс — это класс, то:
Функция — это класс процессов).
Следствия из такого определения:
Почему такое, на первый взгляд, большое внимание уделено рассмотрению объектов и классов нашей онтологии и связей между ними? В хороших онтологиях вы должны уметь пройти от верхнероувневых абстрактных классов до конечных объектов, лежащих в основе онтологии, и смочь «показать на них пальцем». Если вам это не удается, то скорее всего ваша онтология не так прозрачна и используема на практике, как хотелось бы.
Также очень хорошо, если ваша онтология синхронизирована с другими. В описанном случае, мне кажется, это удалось. Онтология не противоречит IDEF0, а также языкам BPMN и Archimate.
Июнь 2021 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено