Авторы: Ильгиз Асадуллин, Аркадий Терзи, Александра Егорова
Информация об авторах

В настоящее время многие страны пытаются создать национальную инновационную систему полного цикла (в мире пока нет ни одной). Важную роль в этой системе должны играть новые университеты.

В 2007—2011 гг. в России на базе существующих классических и технических университетов были созданы восемь новых федеральных университетов. Основными их задачами является формирование центров инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня в результате внедрения новых систем управления и создания интегрированных комплексов образования, науки и бизнеса.

Для формирования высокоэффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации предусматривается создание Международного института содействия инновационному развитию (МИСИР). Задачей МИСИР является подготовка молодежных команд инновационных предпринимателей в университетах (startups), команд инновационных предпринимателей на предприятиях (spin-off) и инновационных команд для малого и среднего инновационного бизнеса (spin-out), а также системных интеграторов в центрах компетенций по программным продуктам компаний SAP, DS, Microsoft, IBM, ICL и др.

Глобальная трансформация

На основе анализа динамики ВНП России были выявлены особенности управления инновационным развитием предприятий на различных этапах жизненного цикла, заключающиеся в изменении системы управления инновационным процессом, а также в необходимости поэтапного перехода основных субъектов экономики (органов власти, бизнеса и научно-образовательных учреждений) на инновационный уровень развития. Создана модель развития экономики на основе технологических циклов. Из нее следует, что формированию новой технологической платформы (ТП) предшествуют создание системы опережающего обучения, поисковых исследований и разработки базовых технологий в рамках предыдущего технологического уклада и формирование новых институтов развития (включая новых предпринимательских структур) и финансово-экономической модели развития экономики.

Отсутствие этих необходимых условий приводит к целому ряду глубоких кризисных явлений в мировой экономике, включая глобальные и локальные военные столкновения.

Наличие этих условий в совокупности с адекватной программой (планом и дорожной картой) развития экономики должны привести возникновению кумулятивного эффекта развития базовых технологий и синергетического эффекта за счет создания новых методов организации производства и бизнеса (производственной системы).

Как показано на рис. 1, формирование новой технологической платформы обычно происходит внутри старого технологического уклада. Поэтому часто его первые этапы, связанные с созданием новых методов подготовки специалистов с новыми компетенциями, проведением фундаментальных и поисковых исследований и созданием новых базовых технологий (инноваций), невозможно прогнозировать и тем более планировать. Поэтому данный этап формирования нового технологического уклада обычно носит диффузный характер.

Таблица 1. Изменение структуры рынка труда для различных укладов экономики по оценке участников МВТШУ, руководитель школы А. В. Терзи

Обычный диффузный характер инноваций предшествует формированию нового уклада экономики, но не может служить моделью бурного развития нового технологического уклада, что происходит только в результате возникновения синергетического эффекта, за счет взаимопроникновения (конвергенций) различных новых базовых технологий и новых методов организации производства и моделей бизнеса.

Например, развитие металлургии (новых материалов), развитие электротехники (технологии) и создание двигателей внутреннего сгорания (продукта) послужили основой для создания в 1914 году новой производственной системы (в виде конвейера на заводе Форда) индустриальной экономики. При этом создание производственной системы потребовало от индустриальной экономики всего несколько миллионов долларов. В России этот переход был осуществлен в 1928—1932 гг. путем реализации плана индустриализации экономики в результате трансфера западных технологий.

Результаты многочисленных послевоенных исследований привели к созданию в США и России (за счет появления мощных академических и отраслевых исследовательских институтов) ядерных, космических и авиационных и компьютерных технологий, на основе которых создавались в России первые атомные электростанции, космические корабли и реактивные самолеты.

Однако производственная система нового технологического уклада была создана в США благодаря изобретению коммерческих роботизированных систем компанией Unimation Inc. в 1961 году и коммерческой ЭВМ в 1964 году компанией IBM, что позволило обеспечить создание производственной системы нового технологического уклада индустриальной экономики на основе информационных технологий. Стоимость реализации только ИТ проекта составила 25 млрд долларов в ценах 2005 г. Таким образом, стоимость перехода к новому технологическому укладу увеличивается в 1000 раз.

Очередная попытка России обеспечить переход на новый технологический уклад за счет трансфера западных производственных систем и продуктов не увенчалась успехом из-за отказа от трансформации методов подготовки специалистов с новыми компетенциями, пересмотра направления фундаментальных и поисковых исследований и отказа создания собственных новых базовых технологий (инноваций).

В настоящее время ситуация для российской экономики может повториться, если не будет сформирована собственная российская модель великой трансформации (новой индустриализации по Путину), учитывающей необходимость институционального обеспечения полного цикла инновационной экономики, который включает единый цикл проектирования, организации производства (включая производство по индивидуальному заказу), проектирования «умной» инфраструктуры (и в целом «умной адаптивной» экосистемы) и сервисной системы управления эксплуатацией и утилизацией.

В настоящее время многие страны пытаются создать национальную инновационную систему полного цикла (в мире пока нет ни одной). Важную роль в этой системе должны играть новые университеты.

Роль безработицы в создании новых секторов инновационной экономики

В развитых странах уровень безработицы среди молодежи составляет от 10 до 45%. В России скрытая безработица среди молодежи варьируется в пределах от 10 до 30% в зависимости от регионов. Если в регионах (странах) не будут сформированы новые рынки труда в новых в инновационных секторах экономики, к 2020 году во многих регионах уровень безработицы превысит 50%.

Рисунок 1.Система BS. Информационная модель управления инновационными проектами. Диаграмма процессов верхнего уровня

Проведенный нами в начале 2012 года прогноз развития новых секторов экономики и рынков труда среди 118 слушателей международной высшей технологической школы управления при КНИТУ им. А. Н. Туполева показал, что в 2020 году в старых индустриальных секторах экономики будут работать порядка 30% специалистов. Более 50% выпускников новых университетов будут работать в новых секторах экономики:

  • 15% — это специалисты с глобальными компетенциями в области системной интеграции и инноваций, которые будут обеспечивать формирование и развитие инновационной экономики, основанной на знаниях;
  • 30% — это команды инновационных предпринимателей, которые будут разрабатывать и реализовывать инфраструктурные инновационные проекты для устойчивого развития экосистем городов, регионов в виде комплексных агломераций — инновационных территориальных кластеров (конкурс на разработку которых в 2012 году провело МЭР РФ).

При этом слушатели ожидают, что устойчивые рабочие места в условиях кризиса будут создаваться в новых инфраструктурных корпорациях, создаваемых для развития инновационных территориальных кластеров.

Информационное моделирование инновационных процессов

Для управления инновационной деятельностью в университетах необходимо применение проектных подходов при моделировании инновационных процессов, что позволит управлять инновационной деятельностью как совокупностью проектов со своими целями и задачами, что соответственно позволит довести эти проекты до получения реального результата. Для применения проектных подходов нами был проведен анализ существующих систем бизнес-моделирования и выбрана была система моделирования Business Studio (далее — система BS), которая позволила не только проектировать бизнес-процессы, получая их описания, но и проектировать на процессной основе организационную структуру организации, создавать процессно-ориентированные положения о подразделениях и должностные инструкции и даже построить связанную с бизнес-процессами сбалансированную систему показателей.

По каждому из указанных в предыдущей главе направлений управление инновационными проектами осуществляется в соответствии с методологией управления портфелем проектов. Авторами настоящей статьи с помощью системы BS на основе исследования инновационной и научно-исследовательской деятельности Казанского федерального университета разработана информационная модель управления инновационными проектами в вузах, использующая стандарты управления проектами по девяти областям знаний:

  • Управление проектной документацией;
  • Управление коммуникациями (взаимодействием);
  • Управление содержанием проекта;
  • Управление сроками;
  • Управление персоналом;
  • Управление стоимостью;
  • Управление качеством;
  • Управление рисками;
  • Управление закупками.

и пяти группам процессов:

  • Инициация проекта;
  • Планирование проекта;
  • Выполнение проекта;
  • Мониторинг и контроль;
  • Завершение проекта.

Рисунок 2. Информационная модель управления инновационной деятельностью вуза. Диаграмма процессов верхнего уровня

В настоящее время соответствующие институты, описанные в предыдущих разделах формируются и на базе существующих и новых структурных подразделений Казанского федерального университета и включают в себя следующих участников:

  • Управление инновационного развития (УИР) КФУ — управленческое подразделение университета, основной функцией которого является организация работы производителей инновационной продукции университета (ученых, исследователей, студентов, лабораторий, исследовательских центров и т. д.);
  • Центр инновационной деятельности (ЦИД) КФУ — обособленное подразделение университета, функциями которого являются коммерциализация инноваций в научно-технической и социальной сферах, организация взаимодействия исследовательских коллективов с заказчиками инновационной продукции и с инвесторами, а также управление технопарком КФУ. Центр работает на конечный результат — внедрение нового знания, новой технологии в производство, либо их продажу на рынке инноваций;
  • Научно-образовательные центры (НОЦ) — подразделения университета, создаваемые совместно со стратегическими партнерами, заказчиками научно-образовательных услуг по ключевым направлениям исследований. Целью работы НОЦ является повышение качества подготовки научных кадров и выполнение научных исследований путем интеграции научно-педагогического, интеллектуального и материально-технического потенциала участников НОЦ, внедрение в промышленность, социально-экономическую сферу и учебный процесс результатов фундаментальных и прикладных научных исследований участников НОЦ. Кроме того, НОЦ выполняют ключевую функцию в инновационной деятельности -подготовку инновационных предпринимателей из числа студентов старших курсов, аспирантов, молодых ученых, обеспечение преемственности в научных исследованиях и их внедрение в производство;
  • Малые инновационные предприятия (МИП), созданные с участием КФУ — самостоятельные хозяйствующие субъекты, юридические лица, основная функция которых — реализация инновационных разработок исследовательских коллективов университета, не требующих больших ресурсов, производство наукоемкой продукции (технологий, товаров, услуг).

Рисунок 3. Информационная модель управления инновационной деятельностью вуза. Диаграмма бизнес-процесса третьего уровня «Передача (трансфер) технологий»

Взаимодействие между описанными выше участниками, а также их интеграция во внешнюю среду должна основываться на следующих принципах:

  • Открытость — максимально эффективное использование внутренних ресурсов и внешних источников инноваций с одновременным предоставлением доступа к своим изобретениям и технологиям, чтобы получить от их реализации максимальную прибыль;
  • Процессное управление инновационной деятельностью — рассматривая инновационную деятельность университета как сеть связанных между собой бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность операций, нацеленных на достижение определенного результата;
  • Управление инновационными проектами в соответствии со стандартами проектного управления, включающими в себя инструменты и методы управления по девяти областям знаний.

Авторами настоящей статьи для построения системы управления в системе BS разработана также информационная модель управления инновационной деятельностью в вузе, представленная в виде диаграмм бизнес-процессов, шаблонов положений о подразделениях и должностных инструкций участников инновационного процесса.

Построенные в системе BS информационные модели позволяют управлять:

  • Инновационными и научно-исследовательскими проектами, выстраивая последовательность фаз, процессов и действий при выполнении проектов и определяя требования для каждой роли в проекте;
  • Инновационной деятельностью университета, формируя положения о подразделениях, должностные инструкции с соответствии с современными требованиями развития инноваций.

Планируется в дальнейшем на основе построенных информационных моделей и получения технического задания, сформированного с помощью BS, создать и внедрить информационную систему управления инновационной деятельностью университета.

Опубликовано по материалам:
Журнал «Консультант» № 11

Рекомендуемые материалы по тематике