Тренды по работе с бизнес-процессами и алгоритмы их реализации

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

Данная статья посвящена обзору трендов (важнейших направлений) процессного менеджмента (в широком смысле), а также алгоритмам их реализации. Приведены детальные примеры трёх алгоритмов (схем), описаны современные особенности развития организаций и конкурентной среды.

Главные тренды

В телеграм-канале «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ» [6] автор проводил опрос на тему «Главные тренды по работе с бизнес-процессами» – см. Рис. 1. Проголосовали более 200 человек, и в результате получился следующий рейтинг.

  1. Описание процессов (наведение порядка).
  2. Построение комплексной цифровой модели организации.
  3. Тотальная роботизация и искусственный интеллект.
  4. Применение новых методов оптимизации процессов.
  5. Снижение издержек и экономия на всём.
  6. Управление операционными рисками.

В данную статью включены три детальных алгоритма (Рис. 2, 3, 4), показывающие пошаговую реализацию актуальных трендов. Выводы из опроса.

  • Большой отрыв в процентах от всех остальных направлений имеет «Описание процессов (наведение порядка)». Это говорит о том, что процессное управление имеет высокий потенциал и практическую ценность, как для организаций, которые уже давно этим занимаются, так и для организаций, которые только планируют данные работы.
  • Сейчас много разговоров идёт про роботизацию процессов (RPA – robotic process automation) и искусственный интеллект, однако по мнению участников опроса это направление не является первоочередным на данный момент времени. Технологии роботизации и искусственного интеллекта не смогут заменить труд бизнес-аналитиков и системных аналитиков, но будут с каждым годом всё активней дополнять решение многих задач.
  • «Применение новых методов оптимизации процессов», «Снижение издержек и экономия на всём» имеют примерно равную значимость (приоритет) и находятся на 4-5 местах. Совершенно логично, т.к. данные проекты и задачи будет более правильно выполнять после реализации пунктов 1 и 2.
  • «Управление операционными рисками» (последнее место) с каждым годом становится всё более востребованным и актуальным, однако не многие организации могут себе позволить профессиональную реализацию этого направления. Поэтому наибольшее применение в основном в банковской отрасли, для которой установлены строгие и детальные требования по управлению операционными рисками со стороны Банка России.

Рис. 1. Главные тренды по работе с бизнес-процессами

Алгоритмы организационного развития и менеджмента

Термин «алгоритмы» давно известен и используется в разных предметных областях. Например, в программировании, искусственном интеллекте, компьютерной технике, инженерных системах, математике и т.п. По аналогии автор предлагает применять специальные алгоритмы для выполнения проектов и задач в области организационного развития и менеджмента. Разработаны 15 самых актуальных алгоритмов и включены в «Сборник типовых моделей процессов для организаций всех отраслей» [1]. Из них 3 рассмотрены в данной статье (см. Рис. 2, 3, 4).

  1. Алгоритм описания бизнес-процессов
  2. Алгоритм оптимизации бизнес-процессов
  3. Алгоритм проектирования ИТ-архитектуры организации
  4. Алгоритм цифровой трансформации и оптимизации ИТ-архитектуры
  5. Алгоритм разработки комплексной цифровой модели организации
  6. Алгоритм разработки стратегии и системы BSC / KPI
  7. Алгоритм оптимизации организационной структуры компании
  8. Алгоритм расчёта и оптимизации численности персонала
  9. Алгоритм расчёта, анализа и снижения себестоимости процессов (ФСА)
  10. Алгоритм выбора и внедрения ИТ-систем для автоматизации процессов
  11. Алгоритм роботизации процессов (robotic process automation)
  12. Алгоритм разработки и развития системы управления операционными рисками
  13. Алгоритм разработки и развития системы менеджмента качества СМК
  14. Алгоритм повышения продаж продуктов и услуг
  15. Алгоритм ускорения процессов (по времени выполнения)

Все они представляют собой графические модели (схемы формата А4) в нотации BPMN. На каждой модели показано в среднем 15 действий (шагов), которые позволяют достигнуть результата (решить главную задачу алгоритма). Дополнительно применены различные операторы-разветвления (т.к. логика выполнения нелинейная) и показаны документы (входы-выходы по действиям).

Схемы алгоритмов – это, по сути, объединение преимуществ и информации из моделей процессов и планов проектов. Поэтому для большинства сотрудников организации это удобный и привычный формат для чтения, дополненный важными параметрами для каждого действия-шага (требования к срокам, комментарии, используемое программное обеспечение и т.п.).

Как видно из приведённого выше списка, данные алгоритмы охватывают большинство управленческих задач, проектов формализации и оптимизации деятельности организации. Все они были многократно апробированы автором на проектах за последние 15 лет и детально описаны в книгах ([3], [4], [5]). Примеры нормативных документов и форм документов, которые используются в алгоритмах, содержатся в «Большой библиотеке бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам» [2].

Рис. 2. Алгоритм описания бизнес-процессов

Рис. 3. Алгоритм оптимизации бизнес-процессов

Рис. 4. Алгоритм разработки комплексной цифровой модели организации

Современные особенности развития организаций и конкурентной среды

  • Сейчас в организациях всё больше появляется задач, для которых заранее не известен алгоритм действий. Особенно если ранее их никто не выполнял, или сменилась команда (уволились сотрудники, которые это знали). Например, разработка бизнес-процессов и показателей для новых продуктов и услуг, обработка очень редких операционных рисков, разработка документации для новых систем менеджмента и т.п. В такой ситуации поможет наличие заранее подготовленных детальных алгоритмов и типовых решений.
  • С каждым годом усиливаются требования к эффективности, качеству и надёжности работы организаций, а также к скорости внедрения изменений. Поэтому новое конкурентное преимущество, которое выходит на первый план в современном мире, это применение правильных, точных и быстрых алгоритмов для выполнения проектов и решения задач. А процесс «Управление изменениями» становится одним из главных.
  • Многие проекты и задачи в организациях тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Выполняя один проект, часто подключается (инициируется) много других проектов. Поэтому применять их нужно только в комплексе (системно), а не по отдельности. Например, при оптимизации бизнес-процессов необходимо прорабатывать операционные риски, оптимизировать ИТ-архитектуру (её фрагменты), оптимизировать организационную структуру и т.п.
  • Стратегическое развитие организации требует новых подходов и нестандартных решений. Для их разработки проводятся корпоративные сессии и мозговые штурмы, на которых выполняется генерация идей и планов. Всё начинается именно с идеи, а затем рождаются алгоритмы действий, проекты и бизнес-процессы. Одна новая уникальная идея способна принести бизнесу дополнительный доход во много миллионов рублей (в зависимости от размера организации).
  • Экосистемы (группы компаний, объединённые бизнесы, успешные партнёрские сети) продолжат увеличивать свою долю на рынке и клиентскую базу, постепенно вытесняя организации меньшего размера, которые не выполнили оптимизацию своей деятельности и не нашли новые идеи для развития. Клиентам выгоднее пользоваться многими продуктами и услугами единой экосистемы, чем покупать (заказывать) их по отдельности у разных организаций (провайдеров, поставщиков).

Рекомендуемая литература и источники информации

  1. Сборник типовых моделей процессов для организаций всех отраслей.
  2. Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам.
  3. Исаев Р.А. 1200 показателей KPI бизнес-процессов и примеры оптимизации. Инфра-М 2024
  4. Исаев Р.А. Управление операционными рисками: надёжность бизнес-процессов и ИТ-систем. Инфра-М 2024
  5. Исаев Р.А. 60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития. Инфра-М 2022
  6. Телеграм-канал «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ»

Январь 2024 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике