Разработка технологического паспорта рабочего места при описании бизнес-процессов на платформе Business Studio

Авторы: Антон Антипин, Дмитрий Могилко, Андрей Новицкий
Информация об авторах

В статье представлена методика доработки типовой должностной инструкции, поставляемой с ПП Business Studio, позволяющая более полно отразить в документе технологическое оснащение рабочего места.

Общие положения: понятия и определения

В терминологии MRPII (Manufacturing Resource Planning — система планирования ресурсов предприятия) оптимизация бизнес-процессов предполагает:

  • Улучшение структуры бизнес-процесса (множества составляющих его операций и отношений последовательности между ними);
  • Повышение эффективности рабочего центра (место, где выполняется технологическая операция и представляющее собой ресурс, используемый в процессе производства как единица мощности).

Ключевым показателем оценки качества деятельности трудовых ресурсов предприятия является производительность труда — показатель, характеризующий в денежных единицах количество произведенной продукции в расчете на одного работника основной деятельности.

Таким образом, для задачи оптимизации бизнес-процессов могут быть определены следующие параметры:

  • В качестве целевой функции — повышение производительности труда;
  • В качестве внешних ограничений — соблюдение требований охраны труда и техники безопасности;
  • В качестве внутренних ограничений — не превышение бюджета затрат на технологическое оснащение рабочего места.

Требования по охране труда — государственные нормативные требования охраны труда и требования, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Данные требования определяются законодательно согласно Трудовому кодексу РФ.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Эффективность применения технологического оснащения (средствами труда) на рабочих местах во многом определяется подготовленностью работника, а также наличием соответствующей технологической документации.

Основные технологические документы подразделяются на:

  • Общие (применяемые независимо от технологических методов изготовления продукции), например:
    • «Технологическая инструкция» — описание процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении продукции, правил эксплуатации средств оснащения.
  • Специальные (применяемые в зависимости от типа и вида производства), например:
    • «Карта технологического процесса» — операционное описание процесса изготовления продукции в последовательности операций одного вида с указанием технологических режимов и данных о средствах оснащения;
    • «Технико-нормировочная карта» — расчетные данные к технологической операции по нормам времени (затрат труда и машинного времени) с описанием выполняемых приемов;
    • «Ведомость оборудования» — указание применяемого оборудования, необходимого для изготовления продукции.

В настоящее время все больший объем и долю затрат в оснащении рабочих мест составляют средства информационных технологий, эффективная (надежная) эксплуатация которых также во многом обусловлена обеспечением соответствующими программными документами. Перечень программных документов достаточно широк и включает в себя, наряду с описанием программы, также эксплуатационные документы, содержащие информацию о функционировании и правилах использования ПО [2–6].

Основным документом, содержащим сведения, предъявляемые к работнику и его взаимоотношениям при выполнении производственной деятельности, является «Должностная инструкция» — документ, разъясняющий порядок взаимоотношений работника и работодателя и содержащий полный перечень квалификационных требований, права, обязанности работника, а также определяющий меру его ответственности за те или иные действия (совершенные или несовершенные).

В общем случае документ «Должностная инструкция» содержит следующие разделы:

  • Общие положения;
  • Должностные обязанности;
  • Права;
  • Ответственность;
  • Взаимоотношения.

С учетом высокой значимости технологического оснащения рабочих мест и информационного взаимодействия для достижения высокой производительности труда целесообразно Должностную инструкцию дополнить:

  • Разделом «Программное обеспечение», содержащим сведения об оснащении рабочего места программными продуктами;
  • Разделом «Взаимоотношения с другими участниками бизнес-процессов», отражающим коммуникации (входы и выходы процесса) с другими сотрудниками и контрагентами.

Также, с учетом ролевого участия сотрудника в бизнес-процессах предприятия, целесообразно в раздел «Должностные обязанности» добавить сведения о выполняемых функциях работника, непосредственно не связанных с занимаемой должностью (например, практически все сотрудники предприятия могут выполнять общие функции в роли командировочного и подотчетного должностного лица).

Настройки «Business Studio»: построение Отчета

Для настройки отчета «Должностная инструкция», включающего дополнительные сведения о технологическом оснащении, необходимо выполнить следующие действия:

В структуру отчета «Должностная инструкция», поставляемого вместе с Business Studio, добавляется новая привязка типа «Фильтр»:

В качестве фильтра, от которого строится привязка, выбирается фильтр, отделяющий процессы, в которых субъект самостоятельно или в составе бизнес-роли является исполнителем. Этот фильтр в системе Business Studio заложен разработчиком ПО непосредственно в отчете, поэтому его нам создавать не придется. Так как ПО поддерживает исполнение тех или иных процессов модели, с помощью фильтра осуществляется отбор именно процессов и только тех, которые привязаны к конкретному субъекту.

Для фильтра настраивается следующее соответствие:

Затем в состав созданной привязки типа «Фильтр» добавляется привязка типа «Список», при помощи которой будет выводиться перечень ПО, используемого на рабочем месте сотрудника.

Это сложная привязка. В неё выводятся дополнительные привязки. Одна привязка типа «Нумератор», другая типа «Объект». При помощи этих привязок будут выводиться названия программных средств, использующихся на рабочем месте сотрудника.

После того, как привязки будут созданы, необходимо в шаблон отчета внести соответствующие коррективы для вывода информации по созданным привязкам в тело отчета. Для этого в шаблоне создается новый раздел:

В этот раздел выводится соответствующая привязка:

За документооборот должности отвечает раздел должностной инструкции Business Studio «Взаимодействие с другими сотрудниками». Настройка этого раздела сводится к настройке фильтров, отвечающих за вывод информации в привязки «ВходПоСвязям» и «ИсходПоСвязям»:

И

Для привязки «ВходПоСвязям» фильтр настраивается следующим образом:

Открываются свойства условия СлужВС и в них делается следующая настройка, позволяющая отсечь стрелки, связанные с блоком решение:

Для привязки «ИсходПоСвязям» фильтр настраивается следующим образом:

В свойствах фильтра выделяется дополнительное условие «СлужВС», в котором осуществляется следующая настройка условия:

После проделанной настройки привязок, сохраняем отчет. Отчет готов к использованию.

Пример отчета «Должностная инструкция»


Используемая литература:

[1] Трудовой кодекс РФ
[2] ССБТ 12.0.003–74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
[3] ГОСТ 19.101–77 Единая система программной документации
[4] ГОСТ19.105–78 Общие требования к программным документам
[5] ГОСТ 19.202–78 Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
[6] ГОСТ 19.501–78 Формуляр. Требования к содержанию и оформлению
[7] «Business Studio. Руководство пользователя». ГК «Современные технологии управления»

Рекомендуемые материалы по тематике