Автор: Леонид Корнеев
Информация об авторе

Постсоветский период характеризуется в РФ становлением многопартийной системы, появлением новых политических партий и соответствующего правового регулирования их деятельности. Согласно последнему изменению ФЗ от 02.04.2012, политическая партия (ПП) — это «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»[1].

Однако можно рассматривать ПП и как организацию, представляющую собой аналог холдинга с руководящим центром и региональными («дочерними») отделениями, официально зарегистрированными в регионах РФ. Целью настоящей статьи является анализ механизмов и методов управления политической партии, которая имеет весьма специфические особенности, если ее рассматривать как особый тип организации.

Главной особенностью ПП является ее потенциальная возможность победы на выборах и формирование законодательной политики, а также исполнительных органов власти, как в регионах, так и по стране в целом, определяя и реализуя свою стратегию развития страны. Цивилизованная борьба за власть, влияние на общественную жизнь страны, внутреннюю и внешнюю политику государства определяют основную цель деятельности любой ПП.

Важно отметить следующие специфические характеристики ПП:

  • Жесткая регламентация деятельности законодательством;
  • Достаточно значительная численность членов партии, которая может достигать более миллиона человек;
  • Наличие большого числа структурных подразделений в регионах страны.

Рассмотрим эти характеристики более детально. Так, законом запрещено создание и действие структурных подразделений ПП в государственных и негосударственных организациях, что накладывает серьезные ограничения на деятельность ПП для работающего населения в рабочее время. В то же время, этим законом четко регламентируются виды деятельности ПП, что дает основание говорить о типизации процессов ПП. Исходя из этого, можно сформулировать типовой набор видов деятельности любой ПП:

  • Кадровая и организационная деятельность;
  • Идеологическая и аналитическая работа;
  • Работа с органами власти;
  • Деятельность по обеспечению функционирования ПП;
  • Агитационно-пропагандистская, PR деятельность;
  • Предпринимательская деятельность (в рамках ФЗ).

Учитывая современные реалии российского общества, масштабы РФ, многослойность населения, трудно предположить, что ПП численностью в несколько тысяч и менее будет влиять на политическую жизнь страны. Поэтому мы будем вести речь только о ПП, имеющих достаточно большую численность (более 10000) членов партии. А организация общественной деятельности большого количества людей, объединенных лишь идейными установками, является достаточно сложной задачей, которую дополнительно усложняет многоуровневая структура подразделений ПП. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность проблемы управления ПП.

Но здесь надо отметить весьма существенный момент, принципиально отличающий ПП от других организаций и предприятий. В вышеуказанном законе закреплены не административные, а демократические принципы деятельности партии, в частности, сказано, что «Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности…». Практически это означает, что при наличии соответствующих механизмов управления, партия реально может демократическим образом «снизу — вверх» формировать свои органы управления, структуру, а также определять цели, формы и методы их достижения, независимо от учредителей и спонсоров, контролировать эффективность деятельности лидеров партии, руководящих органов. Это, соответственно, не исключает, а добавляет принципы демократического централизма: партийную дисциплину, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих структур, подчинения меньшинства большинству. Более того, приняв для себя за основу истинные принципы демократии и современные механизмы и технологии управления, ПП, придя к власти, сможет перенести эти принципы и технологии на государственное управление.

А как сейчас осуществляется управление современными партиями? Несмотря на демократические принципы, заложенные в уставы политических партий и законодательно закрепленные в вышеуказанном ФЗ, реально кадровый состав руководящих органов подбирается в соответствии с иерархией партии сверху — вниз, а затем формально утверждается на собраниях, конференциях, съездах, реализуя тем самым принципы «управляемой демократии». Состязательности и вариативности программ, личных качеств кандидатов, как правило, не происходит. То же самое осуществляется и в текущей деятельности партии: механизмы принятия решений остались те же, как при царе, так и при КПСС: топ — менеджеры принимают директивы и спускают их вниз для исполнения, по иерархии управляющих органов, приводя в действие принципы административно-командной системы управления. Как известно, такие принципы хороши лишь для силовых структур, откуда и зародилась подобная система управления.

Основные недостатки такого управления политической партией:

  • Руководители структурных подразделений занимаются всеми текущими вопросами, организуя выполнение директив, спущенных «сверху», практически не занимаясь решением стратегических проблем ПП;
  • Рядовые члены партии работают в основном на массовых мероприятиях, интеллектуальный потенциал ПП не задействован в полной мере;
  • Внутрипартийные процессы и мероприятия слабо систематизированы, осуществляются с «оглядкой» на вышестоящие органы, а не с позиций конечных целей ПП;
  • Сильная зависимость результата деятельности от квалификации исполнителей, личностных характеристик и деловых качеств партийных руководителей.

В данной работе предлагается принципиально иной подход к построению системы управления, механизмам формирования управляющих органов и принятия решений по деятельности ПП. Этот подход базируется на методах процессного управления организацией и принципах профессионально-демократического управления.

Процессный подход в управлении организацией заключается в том, что вся деятельность организации рассматривается как система взаимосвязанных бизнес- процессов. Под бизнес-процессом будем понимать такую последовательность действий, которая направлена на достижение в определенные сроки заданного результата, ценного для организации. Коренным отличием процессного подхода от других подходов в управлении организацией является то, что участники процесса концентрируют свои действия именно на результате процесса и, соответственно, мотивированы на оптимальный способ его достижения. Как правило, для любого — бизнес-процесса можно указывать измеряемые показатели эффективности и результативности, регламентировать действия участников процесса, что позволяет планировать и контролировать процесс, достигая оптимальных значений этих показателей. Таким образом, контролируя результаты каждого бизнес-процесса, можно управлять всей деятельностью партии, как системой бизнес — процессов. Положительные моменты процессного подхода[2,3] в контексте ПП:

  • Более оперативное восприятие партией изменений внешней среды (основные процессы ориентированы на избирателя (народ), они начинаются с запросов избирателей и заканчиваются ими);
  • Возможность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям;
  • Возможность оценки процесса измеряемыми показателями;
  • Возможность постоянного совершенствования на основе измеримости процесса;
  • Обозримость всех сфер деятельности и их согласованность;
  • Более легкое управление партией: сокращается путь передачи управляющих действий и информации, как по вертикали, так и по горизонтали;
  • Объединение людей и усиление коллективной (командной) работы, мотивация на реализацию целей ПП;
  • Четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • Руководители партийных секторов деятельности занимаются своими прямыми обязанностями — организацией эффективного управления и стратегическим планированием;
  • На порядок более высокая операционная эффективность по сравнению с другими схемами управления;
  • Не критичность для партии смены исполнителей, поскольку есть механизм передачи знаний новым членам партии (регламенты бизнес-процессов).

Конечно, такое управление возможно только при условии использования современных информационных технологий. Под использованием в управлении ПП информационных технологий будем понимать следующее:

  • Создание единой информационной системы управления политической партией ПП (ИСУ ПП);
  • Применение инструментальных средств моделирования деятельности ПП;
  • Электронные и печатные СМИ;
  • Использование социальных сетей для пропаганды идей ПП.

Другой принцип, обсуждаемый в данной работе — это принцип профессионально-демократического управления партийной работой. Суть его заключается в том, что, не смотря на общественный характер деятельности ПП, основные виды работ ПП требуют определенной профессиональной подготовки, знаний, навыков, успешного опыта в указанных выше видах деятельности.

Руководство ПП должно состоять из истинных Лидеров, объединяющих всех членов партии в единую команду, мобилизованную на выполнение программных целей и задач. Кроме того, Лидер партии, должен избираться всей партией на альтернативной основе и соответствующим профессиональным сообществом, причем выборам должны предшествовать дебаты кандидатов и обсуждение их программ. Организация работы должна вестись по партийным горизонталям, реализуя принцип аналога матричной структуры, принятой в проектных организациях, когда работники числятся в линейных подразделениях предприятия, но участвуют в работе одного или нескольких проектов. Для ПП это может выглядеть следующим образом: каждый член партии зарегистрирован в одной первичной организации по месту своего постоянного или преимущественного проживания, где он платит членские взносы, участвует в общепартийных мероприятиях, но работает по одному или нескольким конкретным направлениям работы ПП, в соответствии со своими профессиональными знаниями и навыками. Руководство каждого такого направления входит в состав руководящих органов партии на региональном и федеральном уровне, причем, как это уже было сказано выше, избирается членами партии, действующих в этом секторе деятельности ПП.

Предлагаемая концепция системы управления ПП схематично изображена на рис. 1.

Рис. 1. Схема системы управления ПП

Рассмотрим концепцию построения такой системы управления ПП более детально. Любая система управления включает в себя три взаимосвязанных основных элемента [4]:

  • Целевое состояние объектов управления — система целей и измеряемых показателей. (Для ПП — это система политических ориентиров: ЧТО надо достичь, КУДА надо двигаться партии и стране);
  • Модель бизнес-процессов. (Для ПП — это ЧТО и КОГДА надо делать, КАК надо организовать свою деятельность, чтобы достичь намеченных целей);
  • Организационная структура: КТО это будет делать. (Для ПП — это не организационно — штатная структура по территориальному делению, а партийная структура секторов по направлениям деятельности).

Создание системы управления должно выполняться именно в такой последовательности, но этот процесс — итерационный, включающий следующие стадии цикла каждой итерации:

  • Проектирование;
  • Внедрение;
  • Контроль;
  • Анализ.

Однако, для ПП необходим ещё предпроектный, «нулевой» этап, на котором выполняются работы по внедрению инструментов, указанных в таблице 1.

Название инструмента Назначение Применение для ПП
Информационная система партийного кадрового учета Ведение кадрового учета данных членов и сторонников ПП Формирование команд по секторам деятельности в зависимости от профессиональной подготовки
Корпоративная электронная почта для всех членов ПП Для переписки и рассылки информации внутри ПП Возможность виртуального общения и оперативного доведение информации до каждого члена ПП
Система электронного голосования Голосование при помощи ИТ Выборы руководящих органов ПП, принятие решений по партийным документам
Внутрипартийный электронный форум Виртуальное обсуждение различных тем Виртуальное обсуждение партийных проблем среди членов ПП
Web- конференции, Конференции, проводимые через Интернет Внутрипартийные Интернет- конференции для обсуждения партийных проблем
Инструментальные средства моделирования сложных систем Разработка моделей бизнес-процессов Определение секторов деятельности ПП и разработка иерархических моделей процессов по этим секторам
Разработка стратегических карт Определение стратегии развития ПП (дерева целей и целевых показателей)

Таблица 1

Рассмотрим формирование идеологического сектора ПП, который определяет деятельность всей партии, поскольку на этом этапе ведет разработку Политической платформы ПП на описанных выше принципах. Центральное место для этого сектора занимает инструмент моделирования бизнес-процессов. В качестве примера такого инструмента рассмотрим систему Business Studio [5]. Этот продукт может предоставить следующие возможности для ПП:

  • Формализация стратегии ПП в виде стратегической карты, на которой можно изобразить дерево целей, необходимых ПП для реализации своих программных установок. Причем, обязательно должны быть определены измеряемые показатели достижения этих целей;
  • Создание иерархической модели бизнес-процессов деятельности ПП. Business Studio поддерживает нотации моделирования IDEF0, BPMN (Business Process Model and Notation), EPC (Event-Driven Process Chain), Процесс (Busic Flowchart), Процедура (Cross Functional Flowchart);
  • Обеспечение членов ПП базой знаний. Business Studio Portal — формирование веб-портала компании, содержащего необходимую регламентирующую документацию для работы членов ПП. Поддерживаются функции поиска, хранения и обновления информации, а также поддержка прав доступа к документам. Формирование HTML-публикации — пакета отчетов в формате HTML с удобной навигацией и поиском информации. Формирование отчетов в формате Microsoft Word, Microsoft Excel для печати и под роспись;
  • Проведение имитационного моделирования и функционально-стоимостного анализа (ФСА) для оптимизации процессов деятельности ПП;
  • Разработка ТЗ для разработки ИСУ ПП. Установка соответствия между действиями ПП и функциями ИСУ ПП;
  • Формирование регламентирующей документации по процессам деятельности ПП, функциональных и проектных структур ПП, должностных обязанностей штатных сотрудников ПП. Доведение документов до членов партии;
  • Осуществление контроля и анализа достижения целевых показателей ПП.

Как видно из рис. 1, базисом системы управления является Политическая платформа ПП. Действительно, ПП является объединением единомышленников, что подразумевает общие морально-этические, идеологические принципы, единую политическую позицию по актуальным вопросам истории, внешней и внутренней политики России, вопросам развития экономики, образования, здравоохранения и других областей народного хозяйства, что должно найти отражение в этом документе. Здесь должна излагаться позиция ПП по наиболее актуальным проблемам и событиям текущей политической жизни страны и регионов. Политическая платформа должна однозначно позиционировать ПП в политической жизни страны, а также определять конечное состояние общества, т. е. глобальную цель ПП. Естественно, конечный вариант Политической платформы публикуется на главном сайте ПП в виде структурированного текста с гиперссылками для удобства быстрого поиска нужной информации. До момента принятия этого документа на общепартийном голосовании, этот документ публикуется и обсуждается на внутрипартийном форуме. Порядок внесения изменений и дополнений в политическую платформу определяется в Уставе ПП. На основе основных положений Политической платформы формируется Программа ПП, в которой по закону должны быть определены принципы деятельности, цели и задачи партии и методы их реализации.

Как должна формироваться Политическая платформа? Поскольку — это исключительно идеологический документ, то он должен создаваться в рамках идеологического сектора ПП. В этот сектор должны войти философы, политологи, социологи, историки, экономисты, системные аналитики, юристы — люди, которым есть, что сказать в этом направлении. Схема бизнес-процесса по формированию команды идеологического сектора ПП предложена на рис. 2

Кадровая база данных ПП (БД ПП) должна включать следующие данные о членах партии, необходимые для формирования партийных секторов по направлениям:

  • Биографические данные;
  • Данные по образованию;
  • Данные по трудовой деятельности;
  • Данные по партийной деятельности;
  • Контактная информация;
  • Данные по доходам;
  • Хобби и увлечения;
  • Другая информация, интересующая ПП.

На схеме показаны два этапа формирования идеологического сектора (команды проекта). Вначале кадровая служба на основе данных о членах партии предлагает исходный список профессионального сообщества партии по данному направлению. Затем уже это профессиональное сообщество выбирает свой руководящий орган — Экспертный Совет, который на втором этапе проводит аттестацию членов этого сектора, предоставляя в зависимости от компетенций члена партии право решающего или совещательного голоса при принятии решений по данному направлению партийной работы. Электронное голосование в ПП может быть либо общим, либо компетентным (т. е. для членов партии с правом решающего голоса в данной группе). Такой профессиональный отсев практикуется на любом производственном предприятии. ПП — не клуб любителей поговорить о политике, здесь также важно не только участие, но и положительный результат деятельности каждого члена партии.

Рис. 2. Схема формирования идеологического сектора ПП

Как уже было подчеркнуто выше, идеологический сектор ПП играет ключевую роль в деятельности ПП. Параллельно с разработкой Политической Платформы и Программы ПП, здесь должна разрабатываться стратегия деятельности ПП, т. е. необходимо сформулировать цели партии, определить систему целевых показателей и пути их достижения. Удобным инструментом для формализации целей партии может служить стратегическая карта в соответствии с методологией Дэйвида П. Нортона и Роберта С. Каплана. Здесь важно ещё раз особо подчеркнуть, что ПП должна уходить от декларативных размытых целевых установок к четким измеряемым целевым показателям. И если в Политической Платформе излагается общее описание партийных ориентиров общества, то в Программе ПП и соответствующей ей стратегической карте должны быть системно увязанные цели с соответствующими показателями и конкретными сроками. В качестве примера приведем вариант стратегической карты ПП (см. Рис. 3).

Рис. 3. Стратегическая карта ПП

После подготовки проекта Политической платформы и Программы ПП предлагается общепартийное обсуждение этих документов. Параллельно с обсуждением должны проводятся предвыборные кампании и дебаты Лидера партии и Лидеров региональных отделений, в которых кандидаты предлагают свои пути реализации Программы партии. В итоге проводится общее партийное электронное голосование по выборам Лидеров, проектам платформы, Программам ПП и поправкам к ним. Выборы Экспертного Совета, а также принятие коллективных решений по партийным документам при наличии электронного голосования становится достаточно простой технической процедурой, причем для этого не требуется проводить дорогостоящие собрания, конференции, съезды, потому как все участники через компьютеры объединены в единую корпоративную сеть, вне зависимости от места нахождения в момент голосования. Кроме того, используя современные информационные технологии реально можно добиться демократического принятия партийных решений. Сколько человек могут выступить на конференции, съезде? Немного. А в электронной конференции могут выступить все желающие. Аналогично с рассмотрением партийных документов — могут публиковаться поправки, альтернативные варианты, а механизмы рассмотрения и утверждения документов можно определенным образом регламентировать в Уставе ПП.

Определившись на начальном этапе с Политической платформой, Программой, стратегией развития ПП, избрав руководящие органы партии (по направлениям деятельности) можно приступать к моделированию бизнес-процессов партийной работы, постепенно детализируя эти процессы. В качестве примера покажем вариант диаграмм верхнего уровня для деятельности ПП, выполненных в нотации IDEF0.

На рис. 4 показана контекстная диаграмма модели ПП. Здесь указаны основные входы — выходы деятельности ПП и управляющие воздействия на деятельность ПП.

Диаграмма на рис. 5 является детализацией контекстной диаграммы, здесь изображены главные виды деятельности ПП:

  • Разработка идеологии, стратегии и тактики;
  • Агитационная деятельность;
  • Организационная деятельность;
  • Работа с кадрами;
  • Обеспечивающая деятельность.

В зависимости от установок по стратегии и тактике идеологического сектора ПП, решений по организационной деятельности, уровня подготовленности партийных кадров зависит политическая деятельность конкретной ПП. И как она организует свои бизнес-процессы на следующих уровнях детализации, таков будет конечный результат деятельности ПП, выраженный в голосах избирателей на выборах в государственные органы власти. От интеллектуального, профессионального уровня партийных руководителей будут решаться вопросы влияния ПП на политическую жизнь страны, на общественное мнение по актуальным проблемам.

Рис. 4. Контекстная диаграмма модели деятельности ПП

Рис. 5. Диаграмма основных видов деятельности ПП

Важно заметить, что успех ПП будет решаться в бизнес-процессах партии нижнего уровня. Здесь можно провести аналогию с организациями сетевого маркетинга. В сетевом маркетинге через торговых агентов продвигается определенная группа товаров (услуг), ПП через низовые подразделения продвигает свои идейные ценности, взгляды на развитие страны, продвигает своих Лидеров. Грамотно используя особенности слоев населения, ниши деятельности, а главное — сами отработанные методы и механизмы продвижения именно в процессах нижнего уровня (которые можно формализовать, регламентировать, определять и контролировать показатели эффективности), можно достичь желаемого успеха, поскольку в обоих случаях имеет место повторяемость процессов и предсказуемость результата. Поэтому можно согласиться с ведущим экспертом в области стратегического планирования и организационного развития, предпринимателем, руководителем практики «Стратегия и инвестиции» компании «КСК Групп» Тимуром Кадыевым, который сказал, что «…процессный подход именно в России может давать фантастические результаты…»[7]. Это подходит и для политических партий.

Литература

[1] Федеральный закон от 11.07.200195-ФЗ (ред. от 02.04.2012) «О политических партиях»
[2] Пинаев Д. «Процессное управление: в чем сила?» — журнал «БОСС» № 3 2012 г.
[3] Недолужко А. «Проектируем систему управления организации: методология, инструменты, команда» журнал Intelligent Enterprise № 12, 2012 г.
[4] Документация Business Studio. Методика «Проектирование системы управления» http://wiki.businessstudio.ru/docs/current/doku.php/ru/csdesign/intro
[5] Функциональные возможности Business Studio /products/business_studio/capabilities/
[6] Елиферов В.Г. «Процессный подход к управлению организацией» http://quality.eup.ru/MATERIALY/an9.html
[7] Инна Андреенкова (интервью) «Тимур Кадыев: Процессный подход в России может давать фантастические результаты» http://e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1432066/

Опубликовано по материалам:
Научный журнал «Вопросы политологии» (3(11)2013)

Рекомендуемые материалы по тематике