Автор: Ксения Антипова
Информация об авторе

Сегодня корпоративная социальная ответственность — неотъемлемая составляющая бизнес-сообщества, предоставляющая его участникам ряд преимуществ, включая возможность выхода на мировой рынок. Следовательно, особого внимания заслуживает менеджмент КСО.

Непрерывный цикл

Возможно ли использование процессного подхода для системы менеджмента КСО? В соответствии с положениями «Руководства по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента ISO/TC 176/SC 2/N 554R2® 2004 г.», «процессный подход можно использовать не только в стандартах семейства ИСО 9000 на системы менеджмента качества, но и в любой системе менеджмента независимо от типа и размера организации», в том числе для системы менеджмента социальной ответственности (применительно к бизнес-среде корпоративной социальной ответственности).

Что же касается методологии PDCA, то руководством рекомендуется использовать последнюю для непрерывного улучшения процессов и повышения эффективности работы как внутри каждого процесса организации, так и по отношению к системе процессов в целом.

Говоря о цикле PDCA и КСО, также стоит отметить, что PDCA лежит в основе реализации десяти принципов Глобального договора ООН — крупнейшей международной инициативы по развитию социальной ответственности бизнеса. Это подтверждают такие документы инициативы, как «Глобальный договор: практическая реализация. Принципы Глобального договора (последнее обновление 06.11.2002 г.). Модель осуществления Глобального договора» и «Руководство по реализации принципов Глобального договора ООН в деятельности средних предприятий (50–200 работников)», содержащие положения относительно цикла PDCA. В последнем документе не только говорится о том, что реализация десяти принципов Глобального договора, охватывающих четыре области: права человека, трудовые отношения, охрану окружающей среды, противодействие коррупции, — это не одноразовое мероприятие, а непрерывный цикл, но и описываются восемь последовательных этапов данного цикла.

Первый этап — оценка компанией собственной деятельности на соответствие принципам Глобального договора ООН (проводится по приведенным в Руководстве контрольным вопросам). В случае возникновения необходимости в поиске информации или союзников предлагается воспользоваться потенциалом международной инициативы.

Второй этап — формулирование идеологии и приоритетов, разработка плана действий с постановкой краткосрочных, а также долгосрочных целей и задач.

На третьем этапе следует, во- первых, выявить круг заинтересованных сторон: работников, представителей местной общественности, клиентов и заказчиков, поставщиков. Во- вторых, информировать сотрудников о принятой политике компании в области социальной ответственности.

В-третьих, выявить укоренившиеся в деятельности предприятия правила, нормативные акты и традиции, которые могут мешать успешной реализации принципов Глобального договора ООН. Четвертый этап — формирование рабочих групп, первоочередной задачей которых станет формулирование новых регламентирующих документов и процедур, а также их последующее внедрение в выделенном сегменте деятельности компании. Пятый этап — реализация принципов Глобального договора ООН. Шестой этап — оценка результатов с помощью имеющихся программ, доступ к которым можно получить через местную сеть Глобального договора. Седьмой этап — подготовка, доведение до заинтересованных сторон и публикация на сайте международной инициативы по развитию социальной ответственности бизнеса ежегодных отчетов о проделанной работе по реализации принципов Глобального договора в рамках основной деятельности компании — «сообщение о достигнутом прогрессе» (СДП). На восьмом этапе, названном «мониторинг/меры поощрения» рекомендуется повторять приведенные выше шаги, выявляя участки работы компании, которые требуют улучшения, с целью проведения соответствующей работы, и публиковать ежегодные СДП. А также осуществлять поиск вариантов поощрения привлеченных к процессу реализации принципов Глобального договора сотрудников предприятия. Эти восемь этапов и составляют непрерывный цикл планирования, исполнения, проверки и действия (PDCA).

Принцип постоянных улучшений

Обратимся к содержанию документа «Глобальный договор: практическая реализация. Принципы Глобального договора (последнее обновление 06.11.2002 г.). Модель осуществления Глобального договора».

Здесь стоит процитировать следующее: «В основе моделей регулирования качества лежит принцип постоянного совершенствования для достижения лучших в мире показателей в условиях непрерывного соревнования и повышения требований». Цикл PDCA в контексте принципов Глобального договора означает, что компания в первый раз проанализирует, как она соблюдает принципы, выделяющие самые благоприятные возможности для совершенствования:

  • Действуй путем постановки конкретных задач;
  • Планируй использование ресурсов и принятие мер, направленных на достижение поставленных целей;
  • Выполняй намеченное для достижения целей;
  • Проверяй достигнутые результаты, сравнивая их с поставленными задачами и с планами;
  • Действуй для исправления отклонений, учитывай накопленный опыт и определяй новый комплекс задач для дальнейшего совершенствования;
  • И так далее…;
  • Весь цикл повторяется снова…;
  • И так всё время…

Так как цикл непрерывного совершенствования включает различные элементы корпоративной модели, в рассматриваемом документе предлагается схема, заимствованная у Малькольма Болдриджа и Европейского фонда управления качеством, включающая четыре элемента управления:

  • Перспектива: какой организацией мы хотим стать?;
  • Средства достижения целей: кто приведет нас к цели и каким путем?;
  • Результаты: каких усовершенствований и какой отдачи мы добьемся?;
  • Отчетность: как мы оцениваем наши достижения и рассказываем о них?

Эти четыре элемента всегда отражают шаги, предпринимаемые в рамках цикла «планируй — выполняй — проверяй — действуй».

Практика использования цикла PDCA

Хотя деловые модели — это «самое главное, а рассказы о них — это всего лишь попытки объяснить, как работают предприятия» (высказывание из рассмотренного выше документа 2002 г.), обратимся к участникам бизнес-сообщества, к международным компаниям, которые информируют о практике использования цикла PDCA на страницах отчетов о корпоративной социальной ответственности или отчетов об устойчивом развитии (социальная ответственность в соответствии с определением, содержащимся в Международном стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», содействует устойчивому развитию), а также на корпоративных интернет-ресурсах.

Например, Toyota Motor Corporation возлагает на ответственные подразделения реализацию цикла PDCA для укрепления деятельности в области КСО. Mitsubishi Сorporation, характеризуя свой отчет за 2014 г., напоминает, что отчетность компании построена на основе PDCA. Компания Fuji Xerox Co., Ltd. с целью реализации мечты об устойчивом обществе среди прочего говорит о необходимости внедрения PDCA. Компания Brother Group в корпоративной социальной отчетности 2014 г. упоминает о проведении внутреннего аудита с целью обеспечения цикла PDCA внутреннего контроля.

Там же говорится и о январской встрече 2014 г. двадцати представителей региональных штаб-квартир и департаментов BIL’s Finance&Accounting и MIS, на которой было сделано заявление о поддержке и совершенствовании функций внутреннего контроля, в том числе путем создания автономного цикла PDCA для внутреннего контроля департаментов. Цикл PCDA с целью продвижения деятельности в области корпоративной социальной отчетности включен в ежедневную деловую практику таких компаний, как Hitachi, Ltd.; The Casio Computer Co., Ltd.; Mazda Motor Corporation; The Ricoh Company, Ltd. и пр. Стоит отметить, что информация о практике использования цикла Деминга — Шухарта на страницах отчетов и на сайтах компаний не случайна. Ведь сведения о подходах в области менеджмента (СПМ), например, включены в раздел «Специфические стандартные элементы отчетности» широко используемого «Руководства по отчетности в области устойчивого развития: версия G4 Глобальной инициативы по отчетности (GRI)», созданный в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес (CERES) в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде (UNEP). Подводя итог, еще раз отметим, что процессный подход и методология PDCA не только отражаются в документах, но и широко используются в менеджменте корпоративной социальной ответственности.

Опубликовано по материалам:
http://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=96229

Рекомендуемые материалы по тематике