Автоматизация деятельности предприятий машиностроительной отрасли

Автор: Илья Воронцов
Информация об авторе

Компания «Байт», входящая в состав Группы Компаний «Современные Технологии Управления», занимается автоматизацией деятельности предприятий более 10 лет. За это время наши специалисты прошли непростой путь от решения задач бухгалтерского учета к задачам управления производством и бюджетирования, накопив огромный опыт реализации проектов автоматизации на предприятиях машиностроительной отрасли. В частности, нами решались следующие задачи:

  • Управление технологической информацией;
  • Оперативный производственный и складской учет;
  • Управленческий учет;
  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Натуральное планирование ресурсов;
  • Финансовое планирование (бюджетирование);
  • Расчет заработной платы;
  • Кадровый учет.

При решении этих задач мы применяли как собственные разработки (система «Байт-Управление»), так и решения на базе платформы «1С: Предприятие 7.7».

Сейчас мы можем довольно четко определить типовые характеристики и особенности современных российских предприятий машиностроительной отрасли и актуальные для них ИТ-задачи. В качестве типовых характеристик можно выделить следующие:

Общие характеристики

  • Преимущественно средние предприятия с численностью персонала от 1000 до 5000 человек.

Производство

  • Жестко заданная нормативная база для технологического процесса;
  • Использование кодов при идентификации материалов, узлов и комплектующих;
  • Тип производства: дискретное, массовое серийное или мелкосерийное, многопередельное, преимущественно сборка;
  • Наличие цехов вспомогательного производства и перекрестных услуг (как следствие).

Планирование деятельности

  • Основной период планирования — месяц;
  • Основные виды планов — продаж, производства, закупок;
  • Обычно однозначные и несложные механизмы натурального планирования (есть разузловка изделий);
  • На предприятии осуществляются попытки постановки финансового планирования.

Уровень ИТ-развития

  • Бухгалтерские задачи (а также расчет заработной платы и кадровый учет) успешно решены и поддерживаются собственным силами (преимущественно, на базе «1С: Предприятие 7.7. Бухгалтерский учет»);
  • Задачи оперативного учета на производстве и складах решены в основном кусочными задачами (FoxPro), только поддерживаются, не развиваются;
  • Задачи натурального планирования автоматизированы частично (иногда с помощью таблиц Excel);
  • На некоторых предприятиях идет процесс внедрения «тяжелой» ERP-системы.

Как показывает наш опыт, на сегодняшний день для предприятий машиностроительной отрасли наиболее актуальными задачами в области автоматизации процессов управления являются:

  • Управление технологической информацией;
  • Оперативный производственный и складской учет;
  • Расчет фактической себестоимости продукции;
  • Производственное (натуральное) планирование.

Далее мы будем говорить о решении именно этих задач. Другие задачи либо отходят на второй план, либо уже решены. Существующие на предприятиях информационные системы, частично решающие эти задачи, на текущий момент времени морально устарели, их некому поддерживать и развивать, да и возможностей их развивать тоже нет. Конечно, решение указанных задач может осуществляться с помощью ERP-системы (западной или отечественной), но есть несколько «НО»:

  • Высокая стоимость лицензий и внедрения;
  • Весь функционал ERP-системы зачастую просто не будет использован на российском предприятии в силу организационных или иных причин;
  • ERP-система не подходит для решения задач бухгалтерского учета, следовательно потребуется ее увязка с системой бухучёта, что является не самой простой задачей;
  • ERP-система требует реорганизации процессов под «заложенную» в ней логику, что не всегда возможно для предприятий (в силу специфики, квалификации персонала, организационных причин);
  • ERP-система жесткая, доработка каких-либо элементов под специфику предприятия невозможна или дорого стоит.

ERP-система подойдет прежде всего для «гибких», настроенных на кардинальное изменение принципов работы, предприятий, располагающих достаточными денежными ресурсами. К сожалению, многие российские предприятия машиностроительной отрасли под эти характеристики не попадают, поэтому на них существует большая вероятность провала или неполного внедрения ERP-системы. В свою очередь, мы хотим сказать, что обозначенные выше задачи на предприятиях машиностроительной отрасли (средних) можно успешно решить на базе платформы «1С».

Какие есть плюсы у решений на базе «1С»:

  • Сравнительно низкая стоимость разработки и внедрения;
  • Гибкость настройки в части функционала, интерфейса;
  • Наличие большого количества специалистов, которые могут сопровождать и развивать решение;
  • Появление на рынке специализированных настроек для производственных предприятий (20-ый счет, ИТРП);
  • Совместимость с решениями 1С в части бухгалтерского и налогового учета.

Но у решений на базе платформы 1С есть и свои минусы:

  • Ограниченная производительность платформы (реально не более 50–70 одновременно работающих пользователей в одной базе, зависит, конечно, от задач и техники);
  • Емкость справочника ТМЦ не более 50–70 тысяч позиций, иначе производительность сильно снижается;
  • Отсутствие в полной мере обкатанных и внедренных решений в области управления производством;
  • Гибкость настройки иногда затягивает внедрение (желание угодить пользователям и их желаниям).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать следующее:

Платформа «1С: Предприятие 7.7» подходит для решения задач управления технологией, оперативного и управленческого учета, производственного (натурального) планирования на средних предприятиях машиностроительной отрасли (характеристики которых указаны выше), учитывая, что применяются несложные механизмы планирования. При этом необходимо учитывать ограничения платформы в части количества пользователей, объема документов, емкости справочника ТМЦ.

Компания «Байт» на основе своего опыта автоматизации машиностроительных предприятий и работы с продуктами ИТРП выработала свой подход к решению описанных задач на базе платформы «1С: Предприятие 7.7». Этот подход представляет собой набор принципов, инструментов и наработок, объединенных в конфигурацию «Машиностроительный модуль». «Машиностроительный модуль» является не коробочным продуктом, а, скорее, инструментарием, используемым нашими специалистами для решения задач автоматизации на предприятиях машиностроительной отрасли.

Основным принципом построения информационной системы является разделение контуров учета:

  • Разделение возможно как внутри одной информационной базы, так и посредством физического разделения на разные базы с настройкой обмена между ними;
  • Каждый контур ориентирован на своих пользователей (в плане интерфейса, функционала, аналитики, прав);
  • Данные попадают (формируются) только в один контур системы, в остальные попадает путем обмена данными (если это необходимо);
  • Обмен данными осуществляется с учетом детальности и аналитики информации в каждом контуре (свертка, соответствие);
  • При разделении по разным информационным базам повышается общая производительность системы.

Например, обмен данными между «Машиностроительным модулем» и системой бухгалтерского учета (допустим, «1С: Предприятие 7.7. Бухгалтерский учет») может быть построен следующим образом:

  • «Машиностроительный модуль» решает задачи ведения технологической базы, производственного планирования, оперативного учета ТМЦ, расчета фактической себестоимости;
  • В системе бухгалтерского учета ведется учет всех хозяйственных операций, не связанных с движением ТМЦ (в том числе, учет нематериальных затрат);
  • Ежедневно из «Машиностроительного модуля» в систему БУ выгружаются приходные и расходные документы, на основании которых в БУ формируются (вносятся) счета-фактуры;
  • В конце месяца из системы БУ в «Машиностроительный модуль» происходит выгрузка данных по нематериальным затратам;
  • В «Машиностроительном модуле» происходит расчет фактической себестоимости продукции (на единицу продукции) по статьям/элементам затрат, подразделениям и т. д.;
  • Из «Машиностроительного модуля» в систему БУ выгружаются сводные обороты по 10, 20, 21, 43, и прочим затратным и ТМЦшным счетам (без расшифровки по номенклатуре ТМЦ).

Что дает такое разделение:

  • Гибкое сопровождение и развитие разделенных систем;
  • Повышение общей производительности системы (за счет разделения баз, отсутствия в БУ справочника ТМЦ и т. д.);
  • Гибкая настройка соответствия данных системы БУ и «Машиностроительного модуля».

Основные принципы построения непосредственно «Машиностроительного модуля»:

1. Ведение технологической информации

  • Единый справочник всех ТМЦ со сквозной кодировкой;
  • Ведение истории технологической информации (спецификаций, списков аналогов);
  • Поддержка различных видов норм (инструменты, отходы, оснастка и пр.);
  • Наличие различных технологических отчетов (Структура, Входимость, прочие);
  • Расчет нормативной калькуляции с учетом любых видов норм.

2. Оперативный учет движения ТМЦ (складской и производственный)

  • Максимально простые интерфейсы пользователей (для удобства работы оперативных работников — кладовщиков, инженеров ПДБ);
  • Единый справочник складов и подразделений;
  • Универсальный документ по перемещению ТМЦ внутри предприятия (как можно меньше выбора);
  • Поддержка партионного и номерного учета;
  • Разделение прав доступа как на уровне функционала, так и на уровне областей доступа (например, кладовщик может видеть и создавать документы только по складам, за которые он отвечает, а остатки может смотреть любые);
  • Визирование документов (документы, отражающие операции, касающиеся несколько участников, должны быть завизированы всеми участниками операции, последняя виза — бухгалтера);
  • Возможность ведения забалансового учета;
  • Наличие различных контрольных отчетов.

3. Расчет фактической себестоимости

  • Учет стоимости всех ТМЦ по статьям затрат;
  • Расчет фактической себестоимости с учетом движения полуфабрикатов и перекрестных межцеховых услуг.

4. Производственное планирование

  • Поддержка основных видов планов (продаж, производства, закупок, лимиты);
  • Разработка алгоритмов планирования под конкретное предприятие (хотя набор инструментов, как для «разузловки», есть).

Приведенная схема была удачно внедрена на ряде предприятий машиностроительной отрасли и на практике доказала свои преимущества. В ходе внедрения на предприятиях были применены следующие организационные решения:

  • Выделения отдельного бюро по кодировке и классификации, ответственного за наполнение и дальнейшее сопровождение справочника ТМЦ и технологической информации (классификация, кодировка ТМЦ, удаление двойников, выверка технологической информации);
  • Поэтапное внедрение системы (от наполнения технологической базы до производственного планирования);
  • Регламентация работы с информационной системой.

Средний срок внедрения «Машиностроительного модуля» на среднем предприятии машиностроительной отрасли — полгода (включая обследование и постановку задачи).

В заключении хочется сказать, что не следует выбрасывать огромные деньги на ERP-системы или внедрять коробочные продукты, если необходимо решение конкретной и довольно обособленной задачи (например, управление производством). На самом деле, построить ИТ-решение, которое бы действительно удовлетворяло насущные потребности предприятия можно и другими более экономичными и результативными способами. Для этого необходимо участие профессионалов, имеющих опыт работы в вашей отрасли, которые помогут вам уточнить имеющуюся задачу и найти для нее наиболее эффективное решение.

Рекомендуемые материалы по тематике